Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=532&size=7
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
<..>
Мы часто задаем себе вопрос, как ввести театр в жизнь? Вспомните мою картину священных танцев в Монголии. В пустыне высятся гигантские знамена, великолепно расцвеченные, мощные трубы сливаются с величественными хорами. С утра и до вечера протекают священные танцы. День за днем огромные толпы принимают участие в священных обрядах. Они вносят в жизнь осознание Прекрасного, утверждаются в необычном.
<..>
Вы легко встречаетесь с великими проблемами, заключенными в прекрасные символы. Мы всегда мечтаем иметь театр в жизни. В Азии вы имеете его ежедневно. В Монголии, во время многодневных священных торжеств, вы видите и замечательные танцы, и глубокую символику. В пустыне перед вами несут древние знамена и священные изображения в оправе тысячи народа, в громе трубном, в прекрасных красках костюмов и горных сверканий. И все это является выражением жизни. Если Вы допущены принять участие в этой жизни, вы видите, насколько она сливается с природою; очень ценно это ощущение.
Во время священных танцев вы вспомните множества прекрасных сказаний, сотканных вокруг искусства и музыки Востока.
<..>
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Живопись позднего Н. К. Рериха, связанную с культурой Индии, Тибета, Монголии, буддизмом и индуизмом условно можно разделить на две категории, имеющие разную направленность: историко-археологическую и художественно-интерпретаторскую. В первом случае живописец выступает как учёный, исследователь-путешественник, изучающий обряды, религиозные традиции и искусство азиатских народов; а во втором предстаёт художником-мыслителем, который осмысливает, пропускает через себя мировоззренческие структуры определённой культуры и затем излагает авторским языком их собственное понимание. В особую третью категорию можно выделить пейзажную живопись Рериха, относящуюся к Гималайскому циклу. Ряд исследователей (Жук, С. А. Горный пейзаж в отечественном искусстве: этапы развития, типология, стилистика: Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина». Барнаул, 2014) определяет горный пейзаж как самостоятельный жанр, так как для восприятия горных ландшафтов, удалённых вершин и окружающих атмосферных явлений характерен особый созерцающий взгляд. В работах Рериха особенно выразительно передано не конкретное, а отвлечённое, не дискретное, а обобщённое созерцание гималайских цепей. Художнику удалось передать взгляд медитирующего ламы или бхикшу, остановившегося на отдых по пути из одного горного монастыря в другой. К первой из вышеописанных категорий можно отнести полотно «Монгольский цам (Религиозная церемония)», написанное в 1927—1928 гг. во время Большой экспедиции по Центральной Азии, ныне входящее в собрание московского МЦР. На картине представлена торжественная буддийская церемония, проводящаяся на территории дацана или во дворе храма. Отметим, что буддизм пришёл в Монголию в Средние века из Тибета в традициях Махаяны и Ваджраяны, хотя в литературе есть данные и о более раннем проникновении религии в монгольские земли. Как бы то ни было, буддизм является продуктом индийской мысли, и, несмотря на то, что к сегодняшнему дню он практически ушёл из Индии, его понимание сопряжено с изучением религиозных полемик, философских построений и культурных процессов, протекавших на индийском субконтиненте на протяжении длительного периода от Будды Шакьямуни (V в. до н.э.) до Шантидэвы (VIII в. н.э.). Итак, на полотне Рериха мы видим религиозное священнодействие цам, направленное на изгнание злых духов от членов сангхи и защиту буддийского учения. Считается, что обряд сложился под влиянием шаманизма, что проявляется в особых танцах, однако их герои представляют собой традиционных для буддийской мифологии дхармапал — устрашающих божеств, оборонителей учения Благословенного (дхармы). Ритуал, как правило, проводился один или два раза в год и мог длиться от одного до нескольких дней. Ритуальные танцы сопровождались музыкой, некоторые сцены могли также включать диалоги. В мистерии принимали участие насельники монастырей, монахи, получившие определённую степень посвящения, а присутствовать в качестве зрителей можно было и мирянам. Действующие лица облачаются в специальные костюмы, некоторые из них надевают раскрашенные маски божеств, выполненные из папье-маше и украшенные различными вставками. На холсте запёчатлён момент, когда служители, преклонив одно колено к земле, опустились к расстеленной на земле мандале; за действием наблюдает множество других монахов, а на заднем плане реют три больших танка — шёлковых или хлопчатобумажных полотнища с разными изображениями. На центральной танка располагается образ Амитаюса — особой формы Амита Будды (одного из Пяти Будд Мудрости). В раннем буддизме имя Амитаюса считалось вторым именем Амита Будды (Амитабхи), но позднее образ получил самостоятельное значение, начав мыслиться как воплощение вечной жизни Амита Будды. На полотне Рериха Амитаюс изображён в соответствии с канонической иконографией: он красного цвета, двурукий и одноликий, вокруг головы с короной светится нимб зелёного цвета, а в руках — сосуд с амритой (эликсиром бессмертия). В верх¬ней части полотнища в круглых медальонах располагаются изображения архатов. Подобную танка небольшого размера конца XIX в. мы можем видеть в собрании Государственного музея Востока в Москве («Амитаюс», Бурятия, холст, бархат, минеральные краски). Под полотнищем изображён небольшой шатёр, вероятно, в нём по традиции размещены кресла настоятеля монастыря и главных лам. Слева от центрального образа на картине находится танка с изображением восьмирукой трёхликой Ушнишавиджайи — женского божества, являющегося одной из форм Амитабхи. Традиционно в махаянском искусстве Ушнишавиджайя изображается рядом с Амитаюсом, в правой верхней руке она держит фигуру Амитабхи, а в нижней левой, как и Амитаюс, — сосуд с нектаром бессмертия. Справа от Амитаюса мы видим образ Сита-Тары (Белой Тары) — бодхисаттвы, появившейся из слезы Авалокитешвары, когда он оплакивал страдания всех живых существ. Бодхисаттва Авалокитешвара считается персонификацией беспредельного сострадания всех будд. В искусстве буддизма образ Сита-Тары, подобно Ушнишавиджайе, часто соседствует с изображением Амитаюса. На обеих танка вверху также присутствуют по два медальона с фигурами архатов. И здесь Рерих изображает просветлённых существ, следуя канону. В качестве иконографического материала можно привести в пример две ста¬туи из коллекции Государственного музея Востока: «Ушнишавиджайя» (ил. 48. Тибет, XIX в., бронза, литьё, позолота) и «Сита-Тара» (ил. 49. Тибет, конец XVIII в., бронза, литьё, позолота). В работе преобладает красный цвет и его оттенки — гранатовый и бордовый, а объединяющим смысловым центром становится красная фигура Амитаюса. Фигуры членов сангхи изображены единообразно, никто из них не выделяется в общей массе, эго каждого из них стремится к устранению. Согласно «второй благородной истине» Будды Шакьямуни, источником страдания является «жажда обладать, жажда быть, жажда мочь» (Цит. по: Буддизм: История и культура. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989), то есть всякая потребность, возникающая в эгоцентричном сознании. Следовательно, освобождение от эго есть и освобождение от страдания. Так, путём деиндивидуализации личности Рерих проводит одну из центральных концепций буддизма. Напротив, Амитаюс и бодхисаттвы изображены конкретно, поскольку являются символами бессмертия, мудрости и чистоты, ведь стремление именно к этим категориям способно избавить от страдания и привести к просветлению. В монгольских и бурятских мистериях цам одной из центральных фигур является бог смерти Яма, также считающийся защитником дхармы. Основным атрибутом монаха-исполнителя роли Ямы является красочная маска в виде бычьей головы, а костюм сшит подобно одеянию тибетской знати, которое часто подносили насельникам обителей как дар. Подобные образцы можно увидеть на экспозиции Государственного музея истории религии (Маска Ямы. Бурятия. XIX в.; папье-маше, дерево, краска, металл), где помимо владыки загробного мира представлены также ритуальный скелет, символизирующий дух кладбища, и фигура седого старца, представляющего хранителя местности. Рерих в своей работе опускает столь ярких персонажей, изображая сдержанное коленопреклонение благоговеющих служителей дхармы. Художник предпочитает эмоциональной театральности нечто более строгое, проникнутое внутренним почтением и смирением. Используя реалистический метод изображения, художник фиксирует на холсте буддийское священнодействие, точно передавая его внешние особенности и внутреннюю сущность. Фигуры, стоящие в тени на переднем плане, дают понять, что и сам художник занимает позицию стороннего наблюдателя, находящегося за пределами ритуального пространства. В этой работе Рерих как исследователь старается задокументировать сведения о культурных и религиозных традициях монгольского народа, тесная связь которых с индийской мыслью установилась с приходом буддийской религии. В то же время автор не просто пишет страницы истории, но и пытается воздействовать на зрителя, транслируя посредством своего визуального высказывания идеалы буддизма. Как писала Е. И. Рерих: «Будда нашёл путь к сердцам людей не путём чудес, но практическим Учением улучшения жизни каждого дня и личным примером великого сотрудничества» (Рерих, Е. И. Основы буддизма). Так и Николай Константинович стремится найти путь к сердцам людей через своё искусство, провозглашая определённые объективные ценности. Как всегда в рериховском высказывании субъективность на втором плане, но стремление к обобщению и объективности читается ясно и чётко.
Архат — в буддизме — человек, достигший наивысшей степени просветления и вышедший из колеса перерождений. Бодхисаттва — в буддизме — существо, стремящееся к пробуждению или существо с пробуждённым сознанием. Бхикшу — высшая степень монашеского посвящения в буддизме. Лама — религиозный учитель, монах в тибетском буддизме. Мандала — сакральное схематическое изображение, применяемое в буддийских и индуистских религиозных практиках. Махаяна (санскр. «большая колесница») — одно из трёх главных течений буддизма (наряду с Хинаяной и Ваджраяной). Сангха — община буддийских монахов. Танка — в тибетском искусстве — изображение религиозного (буддийского) характера, как правило, выполненное на ткани.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Открытка в архиве Музея Рерихов (1):
Открытка в архиве Музея Рерихов (2): |
||||||||||||
|
||||||||||||
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2007/russian-art-n08302/lot.372.html RUSSIAN ART 16 APRIL 2007 - 17 APRIL 2007 | 10:00 AM EDT NEW YORK 372 PROPERTY OF A DISTINGUISHED COLLECTOR, NEW YORK Estimate 900,000 — 1,200,000 USD LOT SOLD. 1,160,000 USD Nicholas Roerich 1874-1947 RUSSIAN MONGOL TSAM (RELIGIOUS CEREMONY), 1927-1928 signed with monogram and dated 1928 (lower left); labeled Nicholas Roerich and Religious Dance Festival (on the reverse) mixed media on canvas 35 3/8 by 56 in. 89.9 by 142.2 cm We would like to thank Daniel Entin, Director of the Nicholas Roerich Museum, New York, and his colleague Gvido Trepsha for providing additional catalogue information. PROVENANCE Guru RHH, Ralph Harris Houston Private collection ACA Gallery, New York Acquired by the present owner from the above, circa 1988 LITERATURE Roerich Museum Catalogue, New York, 1930, p. 33, no. 858 CATALOGUE NOTE In 1926 Nicholas Roerich and members of his expedition traveled to Mongolia, where the Roerichs planned an extensive journey to visit the holy sites in Tibet. While in Mongolia, Roerich was struck by the profound local belief in the coming era of Shambhala, a time that would herald fulfillment, peace and tranquility. Roerich's personal quest for Shambhala fueled his Tibetan expeditions of 1926 and 1928, the latter year the present lot was painted. Before embarking on his 1926 trans-Himalayan journey, Roerich presented the Mongolian government with Rigden Djapo-Ruler of Shambala which illustrates the artist's fascination with the sacred art of Tibet and its stylized geometric approach to representation. Another work inspired by Rigden Djapo and presently in a private collection in Moscow closely relates to the stylistic approach in Mangol Tsam (fig. 1). In the present work, Roerich realized his interest in shamanistic rituals and traditional Tankas, religious painting mostly executed on cloth (cotton) and used in a variety of ways from aids in meditation, to religious processions to family altars. Tankas often feature the Buddha surrounded by deities or lamas, but subjects such as death, rebirth and representations of the universe also figure prominently (fig. 2).
Roerich’s team documented their expeditions photographically and through the assistance of The Roerich Museum archives in New York, we have identified a photograph of Mongol Tsam, the sacral ritual to exorcise evil that clearly inspired the present composition (fig. 3). Roerich pays particular attention to the haunting Tankas, displayed on large masts, they tower over the harmonious masked festival below. The Tsam dance was introduced in Mongolia in the 18th century; however, Tsam ceremonies abated in the 1930's due to religious repression, making this composition of 1928 especially historically significant.
The present work, fresh to the market from a distinguished private collection, is one of the largest and most important paintings by Nicholas Roerich to come up at auction. Mongolian ritual scenes rarely figure in Roerich's oeuvre, making this painting, with its dazzling use of Tanka imagery particularly rare. |