Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=571&size=3
Обороты: |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
...Самое большое озеро — Вулар. Самое красивое. Самое грозное. Две ночи опасно било лодку о глинистую отмель. Еще остались бы, еще поработали бы, но «ковчег» может треснуть. На этом озере все привлекательно. Весь сияющий снегами Пир-Панджал на западе. Густые горы — на север и восток. Даль Сринагара — на юг. Перед закатом строится изумительная Вальхалла* над Пир-Панджалом, а утром — кристально синие горы востока. На отмелях — стада, и каждый конь виден на далекой мели — так воздух небывало прозрачен. На восточной отмели виден островок. На нем — развалины храма и, бывает, сидят размышляющие садху и факиры. Мир религии в Кашмире менее заметен. Детали разрушенного храма на островке могут быть перенесены в любой романский собор. Много ходили готы * и всюду посеяли свой стиль. Украшения женских шапочек напоминают готские фибулы *. Только не красная эмаль, а красные стекла вставлены в медную оправу. Около лодки носятся касатки-ласточки. По борту важно шагают удоды. Над полями звенит жаворонок. Посреди деревни — кладбище — бугор, усеянный камнями,— наш северный «жальник». На бугре — часовня с шатровой зеленою крышей. Старинные костистые чинары сторожат покой. Около деревень — остатки храмов и «городища» — песчаные бугры с засыпанной стариною. Гребцы под вечер поют протяжные песни «бурлацкие» и горласто гремят стаи собак. От дальнего севера до юга одно и то же строение жизни. Удивительно! На северо-востоке озера Вулар горы сходятся. В этом проходе какая-то зовущая убедительность. Вы проходите до первого подъема и следите за извилинами восходящего пути. На вершине перевала — первый ночлег. Потом путь сперва идет по самому гребню, где еще белеет снег полоскою, а затем окунается в новое преддверие. Гилгит и Читрал берегутся особо. Если трудно идти на Ладакх, то Гилгит и Читрал всегда под особым запретом. Лиловые и пурпурные скалы. Синева снежных вершин. Каждый всадник в чалме привлекает внимание: не с севера ли? Каждая вереница груженых лошадок тянет глаз за собою. Значительный угол [подъема]!
*Вальхалла — в древнескандинавской и германской мифологии — чертоги отца богов Одина (Водана), куда валькирии уносят на крылатых конях павших в битве героев для вечного пира. *Готы — восточногерманские племена, в начале нашей эры обитали вдоль южного побережья Балтийского моря, во II и III вв. продвинулись в бассейн Вислы и в Северное Причерноморье, вторгались на Балканы; после разгрома в 375 г. гуннами разделились: остготы, занимавшие низовья Днепра, ушли в пределы Восточноримской империи и Северную Италию, а вестготы — из Поднестровья прошли всю Европу вплоть до Испании и Северной Африки. Восточнее Днепра готы никогда исторической роли не играли. *Фибулы — застежки в виде булавки со щитком; форма и орнамент щитка были характерны для определенных народов, например для готов, скифов. Фибулы известны с 3-го — 2-го тысячелетий до н. э., когда для их украшения на огромных территориях был типичным «звериный стиль». |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Озеро Вулар - одна из двенадцати картин из серии "Озера и путь Гилгит", которую Рерих завершил в 1925 году, когда находился в Сринагаре, современный Кашмир. Он прибыл туда поздней весной, чтобы подготовиться к экспедиции через Ладакх и Каракорумские перевалы в Китайский Туркестан, но был задержан британскими властями, которые отказались впустить его в Ладакх. Ему удалось исследовать район Сринагар, известный своими горными пейзажами и озерами вдоль долины реки Джелум.
"Вулар, - пишет он, - самое большое озеро, самое красивое и самое бурное. Две ночи нашу лодку опасно швыряло о глинистый берег... На этом озере все так притягательно. На западе находится Пир Панзал, сверкающий своими снегами... Перед заходом солнца над Пир-Панцелем возвышается удивительная Валгалла, а утром восточные горы становятся кристально голубыми. На песчаных отмелях пасутся стада, и каждая лошадь видна за много миль, настолько необычайно прозрачен воздух". 1924-25 годы были одним из самых плодотворных и самобытных периодов в карьере Рериха, и во время своего пребывания в Индии и Сиккиме он создал более 300 картин и набросков. В то время он переживал интенсивную духовную трансформацию, которая повлияла на его стиль живописи. Четкие и безмятежные мазки озера Вулар, как и другие горные и водные пейзажи серии, стали частью духовного дневника, в котором запечатлены следы на пути, точно так же, как это было у древних китайских мастеров. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Sale: LN3838 | Location: London, New Bond Street Auction Dates: Session 1: Thu, 08 Oct 98 10:30 AM LOT 1078 3,000—5,000 GBP Lot Sold. Hammer Price with Buyer's Premium: 3,220 GBP DESCRIPTION Nicolas Konstantinovich Roerich, 1874-1947 a pair of landscapes with lakes smaller signed with monogram l.r. tempera on board; in original frames (2) larger: 33 by 38 cm., 13 by 15 in. smaller: 31 by 40 cm., 12 1/4 by 15 3/4 in.
http://www.bonhams.com/auctions/16804/lot/64/ Lot 64 £ 40,000 - 60,000 RUB 3,300,000 - 5,000,000 THE RUSSIAN SALE 8 Jun 2009, 14:00 BST LONDON, NEW BOND STREET Nikolai Konstantinovich Roerich (Russian, 1874-1947) Wular Lake, Lakes and Gilgit Path series, 1925 with Brandeis University Art Collection inventory label (on verso) tempera on board 32 x 40cm (12 5/8 x 15 3/4in). FOOTNOTES PROVENANCE: Roerich Museum, New York, 1924-1935 Nettie & Louis Horch, USA Brandeis University, Waltham, MA, USA Deaccessioned from the above institution by auction in October 1998 Purchased from the above by the present owners, private collection
Wular Lake is one of twelve paintings from the Lakes and Gilgit Path series, which Roerich completed in 1925 while he was staying in Srinagar, present-day Kashmir. He arrived there in late spring to prepare for an expedition through Ladakh and over the Karakoram passes into Chinese Turkestan, but was delayed by British authorities who refused to let him into Ladakh. He was able to explore the Srinagar area, famous for its mountainous landscapes and lakes along the Jhelum river valley. 'Vular,' he writes, 'is the largest lake, the most beautiful and the most stormy one. For two nights our boat was dangerously driven against the clay bank... On this lake all is so full of attraction. Over the west is Pir Panzal, glimmering with its snows... Before the sunset an astonishing Valhalla rises up over the Pir Panzel, and in the morning the eastern mountains are crystal blue. Upon the sandbanks are herding flocks, and each horse is visible miles away, so unusually transparent is the air.' The years 1924-25 were one of the most prolific and distinctive periods in Roerich's career, and he produced more than 300 paintings and sketches during his stay in India and Sikkim. At the time, he was undergoing an intense spiritual transformation that influenced his painting style. The clear-cut and serene brushstrokes of Wular Lake, as well as other mountain and water landscapes in the series, became part of a spiritual diary that captured path-marks along the Way, just as they had for the ancient Chinese masters.
We are grateful to Gvido Trepša of the Roerich Museum, New York for his assistance in cataloguing this lot. |