Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Песнь потока. # 18 (декоративное панно)
1920

Н.К.Рерих. Песнь потока. # 18 (декоративное панно). 1920

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=605&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Песнь потока. # 18 (декоративное панно)
Год 1920
Серия Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.)
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 235 x 122 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание Загружено 2 изображения. 1.0025. Вариант названия - "Песнь водопада"

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

Художник воплотил представления об одухотворённости стихий и явлений природы в сюите “Мечты мудрости”. В этой сюите картин Рерих стремится зрительно показать музыку стихий и небесных тел: “Песнь водопада”, “ Песнь месяца”, 1912 года и других. В картине “Песнь водопада” изображена задумавшаяся над цветком женщина, как бы сошедшая с древних индийских миниатюр. Она стоит у водопада среди синих и розово-золотистых гор. Горы, вода с узорными брызгами и струями и сама женская фигура подчёркнуто декоративны, и в этом причудливом, объединяющим всё узорочье выражена звенящая и шумная мелодия падающей воды. [40, с. 65, 66].

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.

В Лондоне Рерих создаёт два панно: «Песнь водопада» и «Песнь утра» (оба - 1920) - своего рода пленительные видения Индии, образы которой он давно лелеял в душе.

Н.ЖУКОВА Журнал Перед Восходом, 1998, № 3. С. 8-9. Тайна Девассари

«Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии» , — вспоминал Николай Константинович Рерих. Именно в этом году впервые художник обращается к индийской теме и создаёт одновременно сказку-притчу «Девассари Абунту» и две картины на этот сюжет. Известно, что это были «эскизы к предполагавшейся индусской постановке», которая не была осуществлена, и первые работы Николая Константиновича для театра.

Эти образы Рериха навеяны фресками Аджанты, замечательного памятника древнеиндийского искусства, вероятно, знакомого художнику по фотографиям. Фресковые росписи скальных храмов Аджанты, созданные во II веке до н.э.-VIII в. н.э. , были написаны на сюжеты «Джатак» — сказаний о подвигах Бодхисаттвы, или о прошлых существованиях Будды.

Н.К. Рериху близка не только глубина философской мысли древней Индии, но и язык её искусства. Стремление к декоративности, чистоте и яркости цветовых сочетаний, плоскостному характеру построения композиции, чёткой и гибкой линии — всё это роднит живопись Рериха с искусством Востока.

Двум женским образам фресок Аджанты — «Мать Будды Маха-Майя» и «Девушка, склонившаяся перед раджой» , — созданным около 500 года, Николай Константинович даёт новое звучание в своих картинах.

Так формируется своеобразный художественный приём Н.К.Рериха, который можно было бы назвать «претворённой традицией». Художник обращается к традиционным или каноническим образам, которые помещаются им в иную живописную среду и наделяются особой жизнью. В отличие от женских фигур Аджанты, образы Рериха теряют объёмность, особенно подчёркивает художник гибкий линейный контур и создаёт изысканные художественные произведения с глубоким философским смыслом.

Сказка-притча о Девассари Абунту вводит нас в мир чарующей легенды.

Заветы Будды о чистой праведной жизни вдохновляют Девассари, уходит она от людей, чтобы служить Вечному. После землетрясения остаётся Девассари одна, и только птицы прилетают к ней. На картине «Девассари Абунту с птицами» (1905) грациозная девушка в индийских браслетах и ожерельях оперлась на колонну, она держит птицу и слушает её, и множество других слетелось на соседние деревья... Это точная иллюстрация к сказке Рериха: «Научилась понимать птиц Девассари Абунту. Утром к старому храму собирались к ней птицы, говорили ей разное... И знала Абунту многое занимательное, завершённое смертью, незнаемое людьми» .

На второй картине Девассари Абунту» (1905) мы видим финал сказки-притчи. Настало время ухода из жизни для Девассари, сказали ей птицы об этом, пошла она в пустыню и там, среди камней «...поклонилась до земли. И так осталась в поклоне и сделалась камнем. Стоит в пустыне чёрный камень, полный синего огня. И никто не знает про Девассари Абунту» . На картине — склонившаяся до земли фигура девушки, светлая и полная жизни среди загадочных чёрных камней причудливой формы. Понятна мысль художника об относительности вечного и временного, живого и неживого. Всё едино в течении непрекращающейся жизни, которая пронизывает всю Вселенную и одухотворяет все формы — от минерала до человека.

После отъезда в 1916 году из России Н.К.Рерих продолжает внимательно следить за трудами в области русского востоковедения. Он готовится к поездке Индию. Восточная тема в его искусстве продолжается.

Творческий метод художника был необычен: нередко вначале он писал картины, духовно прозревая страну или эпоху, и лишь потом знакомился с ними.

Так было и в Лондоне в 1920 году. Когда писалась сюита «Сны Востока», или «Мечты мудрости», художник мыслями уже был в Индии.

На картинах из этой серии: «Язык птиц» (1920) и «Песнь водопада» (1920) мы снова встречаемся с мотивами фресок Аджанты. Удлинённые полузакрытые очи девушки, беседующей с попугаем на картине «Язык птиц», живо напоминают пленительные взоры женщин с буддийских фресок. Возможно, это — вновь обращение к легенде о Девассари Абунту. Обе картины особенно поэтичны и музыкальны.

В картине «Песнь водопада» (1920) Николай Константинович обращается к традиционным символам Востока — лотос символизирует Божественную истину и чистоту, река — человеческую жизнь. Изысканным линейным ритмом художник подчёркивает контрасты острых очертаний скальных уступов, пенящейся воды и плавных линий тихой заводи с цветущими лотосами... На фоне монолитной скалы чёткий линейный абрис грациозной девушки подобен нежному цветку. Рерих виртуозно использует декоративность цвета и плоскостность пространства, что характерно для миниатюр Индии. Радостны сочетания сияющих тонов — алого, синего, жёлтого, зелёного… В линиях, красках и ритмах предстаёт перед нами единство прекрасного, гармоничного человека и первозданного чистого мира вокруг него. Девушка и водопад, цветок и скала — всё звучит красотою вечной Божественной жизни.

Ты ― как лотос,

Ты ― как звон воды,

Ты ― как зов

всемирной Красоты.

С высоты

струится водопад,

И звучит,

и нет пути назад.

Музыка

космических Высот

Нас зовёт туда,

где Радость ждёт.

1 Отрывок. Полностью см. Жукова Н.В. Буддийские мотивы в творчестве Н.К.Рериха /Рериховские Чтения, Новосибирск, 1997.

2 Рерих Н.К. Индия /Листы дневника. Т.2. М.: МЦР. С.115.

3 Рерих Н.К. Театр /Из литературного наследия. М.: Изобразительное искусство, 1974. С.104.

4 Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996. С.10.

5 Е.П. Яковлева предполагает, что Н.К. Рерих познакомился с живописью Аджанты благодаря вышедшей в 1905 году в Лондоне монографии Т. Ваттерса. (Watters T. On Juan Chwang’s. Travel in India. II. London. 1905). См. Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха. С. 9-10.

6 Ajanta paintings. New Delhi. 1956.

7 Тюляев С.Н. Искусство Индии. М., 1988. С. 276.

8 Карпова Н. Искусство, пронизывающее жизнь //Художник. 1987. № 8. С. 50.

9 Рерих Н.К. Сказки. Л., 1991. С. 74.

10 Там же.

11 Беликов П.Ф. Рерих и Индия //Страны и народы Востока. Вып. XIV М., 1972. С. 211-236.

12 Рерих Н.К. Жизнь и творчество. Сборник статей. М., 1978. С. 56.

13 Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2 С. 71.

14 Спирина Н.Д. о картине Н.К. Рериха. «Песнь водопада» (1920) //Перед Восходом, 1998, № 3. С. 1.

Свет Шамбалы. М.: ГМВ, 2014. Д.Н.Попов. Изобразительное искусство востока в художественном творчестве Н.К.Рериха

Аджанта, фрагмент стенописи

Реконструкция изображения фрески на открытке
Реконструкция изображения фрески в книге П.И. Крылова "Индийский путь" (СПб., 2015)
PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Подписи, надписи, пометки:

Монограмма слева внизу

Провенанс

Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1968)

Монументальное произведение из сюиты «Сны мудрости» посвящено Индии и насыщено элементами с декоративной фактурой, напоминающими ткань, – бархатные холмы, в своих полосках сочетающиеся с рисунком на одежде и украшениях в прическе героини с лотосами, узорные скалы и облака, похожие на театральный занавес, многоцветные горы и струи потока. Художник сознательно пользуется традиционной иконографией, справедливо полагая, что образ индийского персонажа может быть взят только в Индии. В эссе «Радость искусства» он утверждает, что надо брать только первоисточники, а не переиначивать по-своему «своеобразное выражение старины».

Первоисточником героини рассматриваемого произведения послужил образ спутницы бодхисатвы Падмапани (Авалокитешвары) V века, в котором некоторые исследователи видят его женскую ипостась. Она же выступает и как Тара. Богиня или особа царской крови в короне, задрапированная на бедрах в светлую ткань, скрывающую ноги до лодыжек, украшенная браслетами, ожерельями и перевязями, стоит в позе трибханга по левую руку от Бодхисатвы. Изящный наклон ее фигуры повторяет позу Падмапани. В правой руке каждый из них держит цветок лотоса, который, в том числе, символизирует творческие силы мироздания.

В «Песне потока» Н. Рерих наряду с образом героини из индийской живописи использует стилизацию под дальневосточную живопись, создавая пейзаж, напоминающий свитки с бодхисатвой Гуань-инь (Каннон – яп.) на горе Поталака среди водопадов и потоков. Возможно, художник видел в образе из Аджанты параллель с образом Гуань-инь, тем более что это китайский эквивалент бодхисатвы Авалокитешвары.

Еще в 1906 году, создавая первый образ Царицы Небесной, Рерих написал ее не как Марию, Мать Иисуса, а как обобщенное женское божество планетарного масштаба. Это позволяет предполагать, что в картинах «Песнь утра» и «Песнь потока» художник начинает осмысливать образ божественной женственности в теософском духе, на пути к своей «Матери Мира». В пользу этого предположения может свидетельствовать и тот факт, что именно в этот период Николай Рерих вступает в Теософское общество и начинает активно знакомиться с теософией и теософами.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика