|
|
|
Среди серо-зеленых скал и камней крупным планом дано фронтальное изображение худощавой прямостоящей фигуры старика, ноги которого как бы приросли к камню. Невидящий взор старика обращен к небу. Длинная седая борода доходит до земли. На теле старика изображена только набедренная повязка. В правом нижнем углу картины изображена часть озера. |
|
<...>
Центральной работой торгов стало полотно «Предстоящий (Экстаз)». Картина написана в традиционной для мастера технике с использованием темперы и масляных красок.
Размер холста (154,3 × 129,4) нетипично велик для произведений рассматриваемого периода. Картина была написана в 1918 году в Финляндии, где художник находился в революционные годы.
«Предстоящий (Экстаз)» — центральная работа Карельского периода (1916–1918) в творчестве Н. К. Рериха и одна из самых заметных в его художественном наследии. Красота окружающей природы послужила источником вдохновения и повлияла на появление нового направления в творческих поисках мастера. Важнейшие исторические явления XX века — Первая мировая война, революционные события в России и последующая Гражданская война — совпали с рассматриваемым периодом, что не могло не отразиться на творчестве Н. К. Рериха.
Художник создал образ молящегося отшельника, стоящего на фоне остроконечных скал. Иссохшее тело, ноги, словно вросшие в каменистую почву, длинная борода — создается впечатление, что он пребывал там сотни лет, став частью окружающего сурового пейзажа. В картине торжествует величие духовной силы аскета, который своим подвижничеством преодолевает мирскую суету.
В 1920–30-е годы полотно «Предстоящий (Экстаз)» было представлено на нескольких выставках и до 1935 года входило в состав постоянной экспозиции Музея Рериха в Нью-Йорке. В 1971 году картина была передана в дар музею Брандейского университета (штат Массачусетс), а затем стала частью частной коллекции. Лишь недавно обнаруженное, это произведение по праву займет место среди ценных работ художника. |
|
Ист.:https://vk.com/im?sel=274393987&w=wall-69707889_39969%2Fbb64e106081a2b98bc
<..>
О жизни на Тулоне, как в просторечье именуют этот остров современные сортавальцы, младший сын художника С.Н. Рерих в письме от 21 августа 1974 года написал так: «Из Юхинлахти (ныне часть пос. Вуорио — Е. А.) часто ездили по шхерам, особенно нравился Н.К. Рериху Карнесаари, и он там написал несколько этюдов и воспользовался ими для картины “Столпник”.
Вы правы, на Тулоне дом стоял на возвышении, на северо-западной стороне острова, недалеко от пристани. Принадлежал русскому купцу, имени не помню. На северной стороне острова были известные каменоломни, и оттуда везли гранит для памятников Петербурга. На севере от острова были причудливые заливы Кирьявалахти, куда мы ездили на катерах. Остров был полон дичи: тетеревов, вальдшнепов. Трудно представить такое изобилие всякой птицы. Сам дом был большой, с мезонином, деревянный, с большими комнатами. Меня особенно поражали доски пола — совсем невиданной ширины. Ездили мы и на Валаам».
Природа Карелии оказала огромное влияние на творчество Н. К. Рериха. Не только замечательные картины, но и большая часть литературных произведений (стихотворения, повесть «Пламя», пьеса «Милосердие») созданы в то время, когда семья Рерихов в 1916–1918 годах жила в Сортавале и его окрестностях.
Е. Алексеева. |
|
Ист.:https://vk.com/im?sel=274393987&w=wall-69707889_39969%2Fbb64e106081a2b98bc
<..>
О жизни на Тулоне, как в просторечье именуют этот остров современные сортавальцы, младший сын художника С.Н. Рерих в письме от 21 августа 1974 года написал так: «Из Юхинлахти (ныне часть пос. Вуорио — Е. А.) часто ездили по шхерам, особенно нравился Н.К. Рериху Карнесаари, и он там написал несколько этюдов и воспользовался ими для картины “Столпник”.
Вы правы, на Тулоне дом стоял на возвышении, на северо-западной стороне острова, недалеко от пристани. Принадлежал русскому купцу, имени не помню. На северной стороне острова были известные каменоломни, и оттуда везли гранит для памятников Петербурга. На севере от острова были причудливые заливы Кирьявалахти, куда мы ездили на катерах. Остров был полон дичи: тетеревов, вальдшнепов. Трудно представить такое изобилие всякой птицы. Сам дом был большой, с мезонином, деревянный, с большими комнатами. Меня особенно поражали доски пола — совсем невиданной ширины. Ездили мы и на Валаам».
Природа Карелии оказала огромное влияние на творчество Н. К. Рериха. Не только замечательные картины, но и большая часть литературных произведений (стихотворения, повесть «Пламя», пьеса «Милосердие») созданы в то время, когда семья Рерихов в 1916–1918 годах жила в Сортавале и его окрестностях.
Е. Алексеева. |