Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Александр Невский. # 31 [Александр Невский (Русская война)]
1942

Н.К.Рерих. Александр Невский. # 31 [Александр Невский (Русская война)]. 1942

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=7&size=3

     
Атрибуты картины

Название Александр Невский. # 31 [Александр Невский (Русская война)]
Год 1942
Где находится Коллекция Х.К. Кеджривала. Индия. Бангалор
Материалы, размеры Холст, темпера. 91.4 х 152.3 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № HKJ-1. (№ 039 – в каталоге музея)
Ранее находилась в собрании С.Н. Рериха. Индия. Бангалор
Экспонировалась на выставке в центре "Карната Читракала Паришат" (Бангалор) в 1998 г. под названием "Русская война"
Известны лишь 2 варианта картины. Кеджривал получил свой от С.Н. Рериха около 20 или 30 лет назад. Вариант 1940 года был куплен в конце 1941 года в Индор и вряд ли вернулся к Рерихам.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Картина изображает А. Невского в его исторической битве на Неве, когда он осадил германские поползновения на Восток, на Русь, и копьем “запечатлел” лицо магистра ордена — Биргера. Этот святой воин — тоже полон силой и энергией и недаром: ведь ему собирались, по известному сказанию, помогать его родичи — святые Борис и Глеб [5,с. 42].

• Родился в 1220 году. Прославился в боях со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Новгородом и Псковом в то время, когда остальная Русь подвергалась страшному татарскому нашествию.

В 1240 году шведы под предводительством Биргера вошли в Неву. Александр нанёс им полное поражение, причём самому Биргеру “возложил печать на лице острым своим копьём”.

Эта битва, украшенная поэтическими сказаниями (явление св. Бориса и Глеба), дала Александру прозвище Невского.

В 1240 году немцы начали завоевание Псковской области, Псков был занят в 1240 году немцами. Александр в 1242 году освободил Псков, двинулся в пределы Ливонии и дал рыцарям сражение на льду Чудского озера, известного под названием Ледового побоища. Рыцари были разбиты наголову. После этого немцы просили мира [10].

5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.

10. Сборник комментариев к картинам Н.К. Рериха. Новосибирск. Д.Н. Попов, Н.Д. Спирина, О.А. Уроженко, Н.В. Жукова и др. (распечатка с дискеты 1995 г.).

И.Н.КУЗНЕЦОВА Русский век. Богатырская серия. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

...Тема ратного подвига находит отражение в творчестве Н.К. Рериха в период Великой Отечественной войны. В самое тяжелое для страны время – 1942 год – художник пишет картины «Поход Игоря» и «Русская война (Александр Невский)». Они выполнены по одной композиционной схеме. Действие разворачивается справа налево параллельно плоскости холста. Главные герои – русские полки, в одном случае – во главе с князем Игорем, в другом – с Александром Невским. Едина и цветовая гамма, построенная на сочетаниях ведущих холодных голубовато-синих и теплых красновато-желтых тонов, раскрывающих внутреннее напряжение и драматизм происходящего. Рерих избегает показа самой битвы. Он изображает сцены до и после сражения, воссоздавая общую атмосферу готовности к подвигу и самопожертвованию, осознания правоты дела и неизбежности защиты Отечества.

... В композиции «Русская война (Александр Невский)» природа хранит следы жестокого сражения. Придерживая коня, князь спускается по крутому заснеженному берегу Чудского озера, усеянного телами побежденных врагов, трупами лошадей, оружием. Несущиеся по небу огненные тучи подобны языкам пламени, сжигающего эманации злобы, гнева и ярости, наполняющих пространство над полем брани. Полотно звучит одновременно предостережением, выраженным в грозных словах полководца: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет», и в то же время воспринимается как свершившийся факт предуказанного неотвратимого Возмездия.

Н.ВАСИЛЬКОВА Журнал Восход № 2 (154), Февраль, 2007 Николай Рерих и древняя Русь (4)

...В 1940-х годах Н.К.Рерих снова обращается к образу Александра Невского. В его дневнике читаем: «Начат "Александр Невский" — Победитель на поле битвы»13. «Полотно звучит одновременно предостережением, выраженным в грозных словах полководца: "Кто с мечом к нам придёт — от меча и погибнет"»14.

Историки говорят о двух подвигах Александра Невского: о подвиге земном, воинском, когда была спасена Русь от иноземного порабощения, и подвиге духовном, когда были спасены духовные основы: Александр не согласился на объединение с римской католической церковью. При этом он продолжал стойко защищать свой народ от монголов, утвердивших на Руси жесточайшее иго. Пять раз Александр Невский ездил в Орду, где ему приходилось выполнять их обряды, но при этом оставаться преданным своей вере и Русской земле.

«Меч — Западу, мир — Востоку»15 — таков был выбор Александра Невского. Русь, раздираемая междоусобицами, ещё не могла дать отпор монголам. Как полководец и стратег, Александр понимал, что невозможно сейчас победить татар силой оружия, так как их людские ресурсы были безграничны и ордынская империя представляла единый военный лагерь, тогда как Русь была разрознена, покорена и опустошена монголами. Строя русскую государственность на севере страны, Русь копила силы и опыт борьбы с азиатскими поработителями.

«...Победы русские были исключены на Западе из исторических начертаний, — пишет Н.К.Рерих. — А если уже невозможно было не упомянуть об удачах, о строительстве русского народа, то это делалось шёпотом в самых пониженных выражениях. И об этом остались нестираемые памятки...

Об этом можно бы написать поучительное историческое исследование. Будет в нём сказано о том, как народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой родины»16.

13Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 461.

14Кузнецова И.Н. Русский век. Богатырская серия // Рерих: пророчества. Самара, 2004. С. 168.

15Бегунов Ю.К. Александр Невский. С. 11.

16Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 322.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Александр Невский

"В грозе и молнии куёт народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. И пожар и раздор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась и углубляла своё неисчерпаемое творчество", - писал художник. "В истории запечатлены прекрасные примеры, как были поражаемы враги русского народа. Разнообразны бывали эти поражения. Одни сказывались мгновенно, другие постепенно отстукивались на разложении стран, поднявшихся против России. И об этом можно написать целую поучительную книгу. И другая книга должна быть написана - о том, как великодушно, геройски вставал весь русский народ на защиту Родины.

Самые многочисленные враги земли русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского, и жертвенным самоотвержением русского народа. Александр Невский, Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов - сколько славных вех, сколько победных восхождений!"

Картина "Александр Невский" написана в 1942 г.- ровно через 700 лет после битвы на Чудском озере. "И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замерзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью",- говорится в древнерусской повести

"Житиё Александра Невского". Там же сказано, что во время битвы видели на небе полк Божий, который пришел на помощь Александру: "И так победил он врагов с помощью Божьей. Показали они плечи свои. И сек и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда им было бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками. И тех, кто говорил: "Возьмём Александра руками ",- предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя большими."

Картина Н.К.Рериха удивительна по своей красоте, ярким краскам, чётко очерченным линиям. Небо в пламенных отблесках, что говорит о только что окончившейся битве и о присутствии Сил Высших. На снегу, в глубоких тенях лежат поверженные враги - немецкие рыцари. В сиянии света на коне Александр Невский. Но он изображен не в гордой позе победителя. Битва окончена. Она была очень тяжёлой. Наступила тишина. Русское войско двинулось в обратный путь. Но вот впереди идущий князь Александр, придерживая поводья своего коня, остановился. Конь слегка присел на задние ноги, чтобы удержаться на покатой поверхности снежного холма. Сам князь склонил голову, вглядываясь в лежащего перед ним погибшего русского воина. Наверное, это тоже князь или воевода - об этом говорит его красный плащ. Профиль погибшего чётко обрисовывается на фоне закатного неба. За князем Александром остановились все. Впереди идущие тоже увидели погибшего, их взоры обращены туда, куда смотрит и князь. Все замерли от этой скорби. Не торжество победителя выбрал художник для своей картины, а момент братской скорби и сострадания о павших в суровой битве. Рерих подчеркивает то, чем сильна душа русского народа - даже в момент славы и радости победы сердца людей откликаются на чужое горе, страдание и смерть.

Описание картины

В годы Великой Отечественной войны Николай Константинович Рерих часто обращался к национальным героическим темам и образам. Им были созданы картины «Ярослав», «Мстислав Удалой», «Единоборство Мстислава с Редедей», «Победа», «Партизаны», повторены «Настасья Микулична», «Святогор», «Борис и Глеб», «Александр Невский» и другие. Всю «россику» последнего периода творчества можно назвать героическим циклом, гимном народному подвигу в годы войны.

Александр Ярославич, великий князь владимирский (с 1252 г.), князь новгородский (1236-1251 гг.), тверской (1247-1252 гг.), жил и княжил в один из самых трагических периодов отечественной истории.

В то неспокойное время Папа римский побуждал немцев и шведов к завоеванию Северо-западной Руси. Папская булла поручила шведам начать крестовый поход на Новгород. В июле 1240 года шведские ладьи священного ополчения вошли в Неву. Завоеватели предполагали после отдыха захватить крепость Ладогу и затем двигаться на Новгород. Александр с небольшой дружиной, к которой присоединились ладожане, неожиданно напал на их военный лагерь и разбил вражеское войско. За эту блестящую победу двадцатилетний князь Александр получил прозвище «Невский».

Посвящая картину «Александр Невский» военному подвигу советских людей и веря в несокрушимую силу народного духа, художник изобразил один из ключевых моментов русской истории, произошедший ровно семь веков назад.

В апреле 1242 года Александр узнал, что против него направлено немецкое войско, во главе которого стоял магистр Ливонского ордена крестоносцев. Александр Невский с ополчением выступил навстречу и сблизился с врагом у скалы Вороний Камень на берегу Чудского озера. В кровопролитной битве, получившей название «Ледовое побоище», ливонские рыцари были разгромлены и бежали. Многие из них утонули в озере, провалившись сквозь треснувший лед.

«Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа», - писал Николай Рерих в 1943 году.

Князь Александр Невский причислен к лику святых. Его останки по приказу Петра I были перевезены в 1724 году в Петербург и покоятся в Александро-Невской лавре. В его честь в 1725 в России был учрежден орден Святого Александра Невского, а в 1942 году, в год написания этой картины, - советский военный орден его имени.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика