Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Сошествие во ад. # 23
1933

Н.К.Рерих. Сошествие во ад. # 23. 1933

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=796&size=3

        
Атрибуты картины

Название Сошествие во ад. # 23
Год 1933
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 61 x 50 в свету; 68 х 75 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 5564 II, 25900 КП

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

В гротескных рисунках из Королевской библиотеки Виндзорского замка и Венецианской академии Леонардо запечатлел целый сонм таких моральных уродов. В них порок запечатлелся с той же естественностью, с какой высокое воплощается в совершенстве. Во всём этом художник утверждает непреложную связь нравственных и физических закономерностей. Эта же мысль привлекала и Рериха. В 1933 году он пишет картину «Сошествие во ад». Совершенно неканоническое по иконографии, оно тем не менее следует известным изречениям Святого Антония: «От неведения все пороки» и «Ад есть невежество». Христос спускается в преисподнюю, населенную у Рериха страшными существами в виде глубоководных рыб, у которых есть что-то и от человеческих черт. Художник тут не оригинален: в общепринятой символизации зла рыба, как правило, представляет низшую природу человека. Порождения невежества и греха с их огромными зубастыми челюстями прямо-таки ужасны. Нижний мир буквально кишит этими мерзкими хтоническими сущностями. Гиперболизуя, Рерих высвечивает истинное лицо человеческих пороков, столь часто встречающихся в жизни. «Много таких ужасных ущелий, – писал он, – где подстерегают всякие безобразные личины» 180.

180.Рерих Н.К. Твердыня пламенная. С. 46.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Христос (Воскрешение, сошествие в ад) (1918 г.)

Согласно преданию, Христос, "облистанный ярким солнцем" (се луч от источника света вечного), "сокрушив - врата медные и вереи железные", появляется в преисподней, чтобы ни одна область вселенной, которой он призван помогать, не оставалась для него чужой, чтобы не было ни единого отверженного существа, не заключенного в круг его всеобъемлющей любви.

В преисподней Иисус, повергнув князя тьмы и поправ смерть, выводит ветхозаветных праведников в рай, где его встречают арх. Михаил, Енох и Илия. Так, поднявшись из бездны мрака, он вновь видит свет, снова чувствует себя сыном Отца, снова возносится в жизнь вечную, сияющий сознанием, что он встретил смерть лицом к лицу и одолел её, сильный той силой помощи, которую он отныне в состоянии давать сынам человеческим, способный изливать свою жизнь в каждую борющуюся человеческую душу. Иисус сказал: "Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Ещё немного и мир уже не увидит меня, а вы увидите меня, ибо я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что я в отце моём, и вы во мне, и я в вас".

"Главное учение было дано им в тонком теле, и такое завершение вполне соответствовало блестящему заявлению истины. Мудро дал он простое слово народу об основах жизни. Лишь малому числу можно было доверить тонкого мира поучения, ибо по обычаю учение давалось устно. И в апокрифах не отразились последние наставления, ибо они касались силы мысли и не могли быть поняты народом... Появление в тонком теле составило заключительную часть подвига. Без всякого отдыха было продолжено учение. В малых намёках можно видеть, что даже истинные ученики трепетали от такого мощного явления. В одном из апокрифов упоминается об упавших мертвыми или замертво, то и другое могло произойти. Но главное явление имело поразительное следствие. Учение осталось, и никакие извращения не могли затемнить его."

Ибо он приходил к ним и наставлял их в своих мистериях; там они видели его, хотя мир уже не видел его, и они познали Христа как бы в себе, и свою жизнь как христову жизнь. Некоторые из видений были поистине небесного происхождения, и Иисус действительно появлялся время от времени своим последователям, и ангелы осеняли своим светлым присутствием келью монаха или монахини, озаряя уединение восторженных молитвенников и терпеливых искателей бога.

Урикова Н.В.

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Главный герой старинных китайских картин, как правило, "уединенный вольный муж." [27] И хотя человек изображался в них среди грандиозных просторов, он представал не затерянным путником, а действенным средоточием мирового, круговорота. Такая художественно-эстетическая концепция таила для Рериха большие возможности в решении собственных представлений о сущности человека. В картине "Лахуль" (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Тем не менее ее силуэт как бы заново повторяется в ритмике пространственных планов, утверждая в этой метафоре символическую соизмеримость духа. Великие Учителя человечества в серии "Знамена Востока" - это так же уединенные образы. Даже в работах христологического цикла, столь "многолюдных" в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким "Сошествие во ад" (1933), " Христос в пустыне" (1933), "Чаша Христа" (1924), "Исса и голова великанова" (1932). "Искушение Христа" (1933).

27. Малявин В.В Послесловие переводчика//Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М.: Наука, 1989 - с. 121

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика