Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Вестник. # 33
1924

Н.К.Рерих. Вестник. # 33. 1924

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=82&size=3

     
Атрибуты картины

Название Вестник. # 33
Год 1924
Где находится Музей Теософического Общества. Индия. Адьяр
Материалы, размеры Холст, темпера. 106.6 х 91.4 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Копия с черно-белой фотографии.
Картина подарена 18.01.1925

Е.И. РЕРИХ Дух кристальной чистоты. Из писем друзьям и сотрудникам/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Так Н. К. написал в [19]25 году картину «Вестник», посвященную памяти Е. П. Бл[аватской], и сам отвез ее в Адиар, где положил начало Музею памяти Е. П. Бл[аватской]. Именно наша мечта достойно почтить имя Блав[атской], когда наступит срок.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Картина «Вестник» Н.К. Рериха, посвященная Е. П. Блаватской.

Н.К.Рерих посвятил картину "Вестник" Е. П. Блаватской – основательнице Теософского Общества. Существует несколько вариантов этой картины. Картина, которая положила начало Музею памяти Е.П. Блаватской, была написана в 1924 году. Известны варианты 1922' и 1946 годов. В 1925 году Н. К. Рерих привез картину «Вестник» в Адьяр – штаб-квартиру Теософского Общества в Индии, вблизи города Мадрас. Об этом событии писали в прессе США и Индии в 1924-1925 годах:

Рерих предлагает создать Музей имени Блаватской.

«Николай Рерих, который пишет картины и путешествует по Индии, недавно обратился с письмом к руководству Теософского общества в Адьяре. Он предложил открыть музей в честь основательницы Общества мадам Блаватской. Предложение было принято. Первым вкладом станет картина Н. Рериха, названная «Вестник» и написанная в Сиккиме перед ликом Гималаев».

«New-YorkCity». 31.05.1924.

Великий русский художник. Одна интересная церемония.

«Интересная церемония состоялась в воскресенье утром в Адьяре, в штаб—квартире Теософского Общества, где проф. Рерих подарил Обществу свою картину, названную «Вестник». Он посвятил ее своей прекрасной соотечественнице мадам Блаватской, одной из основателей Теософского Общества. На церемонии присутствовало многочисленное собрание людей, включая многих постоянно проживающих членов Теософского центра. Доктор Казне представил проф. Рериха и охарактеризовал его как художника, который является не только творцом картин, но и великим посланником, утверждающим истинное искусство, который широко известен в мире как мастер цвета.

Затем Рерих вручил картину, на которой изображена фигура человека, входящего в Гималайский храм в ранний утренний час. В этой фигуре выражена идея божественного вестника, несущего в мир свет. Картина Рериха выступает предметом изучения его метода, говорящего об одном единственном цвете как изобразительном базисе, и, в данном случае, таким цветом является фиолетовый. Полотно имеет размеры 3,5 х 3,0 фута, холст, темпера.

Вице-президент Теософского Общества К. Джинараджадаса, принимая картину от имени президента доктора Безант, которая в настоящее время отсутствует, отметил, что [профессор] Рерих проделал в Америке огромную работу при основании им центра искусств. В этом центре воплощен его замысел о помощи миру в нахождении истинной красоты и придании искусству по-настоящему духовной основы.

Вечером проф[ессор] Рерих прочел лекцию с демонстрацией слайдов и рассказал о картинах, написанных им в России, Швеции, Финляндии и других странах, так же, как и о некоторых картинах с видами Гималаев. Лекция была принята с живым интересом. Слайды дали яркую и реалистичную картину разнообразной деятельности профессора Рериха на поприще искусства».

«TheMadrasMail». 19.01.1925.

Профессор Рерих в Адьяре. Дар картины.

«18 января, в воскресенье утром, профессор Николай Рерих подарил музею в Адьяре свою картину «Вестник» как дань памяти о мадам Блаватской. Доктор Я. X. Казне представил проф.[ессора] Рериха собравшимся на церемонию. Он сказал, что имя Рериха стало известно с тех пор, как художник открыл миру свое возвышенное видение Прекрасного.

Затем проф. Рерих снял покрывало с картины и сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: «Красота есть одеяние Истины»».

Картина размером 42x36 дюймов — поразительной красоты работа, выполненная в технике темперы, с преобладающим фиолетовым цветом. На ней изображена женщина в буддийском храме, которая ранним утром открывает дверь, чтобы встретить Вестника.

Принимая картину от лица президента Теософского Общества, отсутствующего в настоящий момент в Адьяре, господин К. Джинараджадаса сказал, что проф. Рерих проделал значительную работу по синтезу искусств. Он основал в Америке институт, где все виды искусств смогли быть объединены вместе. Такой синтез ставил задачу дать то, чего не дали великие достижения религии, философии или науки. Люди недостаточно постигли в себе чудо воскрешения Господа, что всегда так прекрасно было проявлено в искусстве. Они имели склонность воспринимать искусство просто как эстетическое удовольствие.

Что касается техники живописи, здесь проф. Рерих овладел цветом, присущим только ему одному. В его живописи всегда присутствовал элемент символизма, который сильно потрясает воображение. Обе эти особенности характерны и для последней подаренной им картины. Они позволяют дать высокую оценку этой работе великого художника—теософа, и последующие поколения смогут увидеть в ней больше значения, чем нынешние, потому что мысль художника всегда выше, чем его полотна".

«NewIndia». 19.01.1925.

Н. К. Рерих, представляя картину "Вестник", сказал: "В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: "Красота есть одеяние истины". Девиз, высказанный Н. К. Рерихом, созвучен девизу Теософского Общества: "Нет религии выше истины".

Е. И. Рерих (супруга Н. К. Рериха) — русский философ, писательница, переводчица основного научно—философского труда Е. П. Блаватской "Тайная Доктрина" в двух томах — неоднократно писала своим ученикам о Миссии Е. П. Блаватской, раскрывала ее духовную, сокровенную суть. Так, в письме от 6 июня 1934 года Е. И. Рерих писала: "Сказано Великим Учителем — "одна Блаватская знала", — и наша задача в будущем поставить на должную высоту почитание этой великой женщины—мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блаватской и все поступки и предательства, её окружавшие, Вы ужаснулись бы бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из последнего вытекают все гнусности".

Действительно, о Е. П. Блаватской написано огромное количество cтатей, воспоминаний учеников; спустя сто лет после обвинения Е. П. Блаватской в нечестности проведения психических опытов, Ей принесено в 1986 году публичное, но уже посмертное, извинение доктором Верноном Харрисоном — руководителем исследовательской лаборатории психических явлений в Англии. В опубликованном Верноном коммюнике приводятся заслуги Е. П. Блаватской перед человечеством. Н. К. Рерих в письме Борису Циркову — редактору Собрания сочинений ЕЛ. Блаватской писал: "Чрезвычайно приятно видеть, что... имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположницы провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам научиться ценить истинные сокровища...

Будет время, когда ее имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси".

Е. И. Рерих, которая писала:"....одна Блаватская знала", — также одна знала всю прижизненную правду о Е. П. Блаватской, её посмертный путь и Новое Рождение на земле. В письме от 8 сентября 1934 г. Е.И. Рерих писала: "...Скажу, именно Е. П. Бл. была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е. П. Бл. имела счастье получить Учение непосредственно от Великих Учителей в одном из их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенетах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е. П. Бл. можно было приблизиться к Б. Бр., ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие её настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своём полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили её, всё им давшую, всё им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из её сотрудников, но ни одного не допускали до ученичества. В писаниях Е. П. Бл. и в "Письмах Махатм" Вы можете найти это утверждение. Е. П. Бл. была тем иерархическим звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. И теперь, когда самообольщенные пребывают в слоях тонкого мира, окруженные своими почитателями, но м. б., ещё дальше от Твердыни Б. Бр., нежели раньше, наша великая соотечественница в своем огненном устремлении, почти сейчас же после смерти воплотившаяся в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата X. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е. П. Бл. была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили её, и труд её остался незаконченным. Последний заключительный том "Тайной Доктрины" не состоялся. Так люди лишают себя самого высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Бл., истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!".

Е. И. Рерих вновь и вновь в своих письмах подчеркивает несломимые качества духа Е. П. Бл., её преданность Учителю, Высокий источник посольства, полное забвение себя и бесконечное благородство и терпение при выполнении своей Миссии.

15 ноября 1934 года, отвечая своему корреспонденту, Е. И. Рерих писала о Е. П. Бл.: "Как Вы знаете, Е, П. Блаватская была послана в мир дать Великий труд "Тайная Доктрина" для сдвига сознания человечества, зашедшего в тупик, а также сказать правду о спиритизме и тем предотвратить многие губительные последствия этого увлечения при полном незнании лиц, прилежащих к нему, сопряженных с прикасанием к этой области потусторонних общений. В те дни спиритизм быстро распространялся, особенно в Америке, и уже принимал безобразные и опасные формы...

...Учение, принесенное Е. П. Бл., сделало своё великое дело, именно, по всему миру оно пробудило и сдвинуло с мёртвой точки многочисленные единицы сознания... Конечно, если бы не человеческая тяжкая природа, результаты могли быть во много раз больше. Всё же, утверждение о неудаче идёт от тёмных сил. Как сказано—"ступени сознания сложились прочно". Должна добавить, что в Америке движение связано, главным образом, с именем Е. П. Бл. и оно очень распространяется и входит в жизнь".

В письмах к Е. И. Рерих ученики, по всей видимости, спрашивали, не воплощение ли она Е. П. Блаватской. На что Е. И. Рерих отвечала "...Но уверяю Вас, что я не воплощение Е. П. Бл. и ожидаемая ими Е.П. Бл. около сорока лет тому назад воплотилась, и в 1924 году благополучно прибыла в физическом теле в Главную Твердыню".

В другом письме Е.И. Рерих так же пишет о воплощении Е. П. Бл. и что очень важно, упоминает 1924 год: "...В самой же Твердыне Белого Братства число учеников в физическом теле невероятно ничтожно: кроме того, все они уже Адепты. В столетие может быть один или два присоединяются к Бел. Бр. в физическом теле. Так в 1924 год присоединилась к Ним наша соотечественница Е. П. Бл., в мужском теле венгерской национальности.

Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей Человечества. Так повторяется история, и так творит Космическая Справедливость".

Письма Е.И. Рерих, из которых цитированы выдержки о Е. П. Бл. вошли в двухтомник и были изданы в 1940 г. в Риге, при жизни Е. И. Р., т. е. Е.И. Рерих сама отбирала, какие письма будут изданы. В своей творческой работе Е. И. Рерих неизменно следовала Указам своего Учителя, а это означает, что Сокровенные знания о последующей судьбе Е. П. Бл. были включены в издаваемый двухтомник писем Е. И. Рерих по Его рекомендации. Е. И. Рерих не поощряла у своих корреспондентов вопросов, связанных с воплощениями, считая, что такие вопросы и ответы на них не способствуют расширению сознания и являются праздным любопытством. Также важное сообщение — это год прибытия в Твердыню Белого Братства Е. П. Блаватской в новом воплощении в физическом теле мужчины венгерской национальности. Указанный год — 1924 — совпадает с годом написания картины "Вестник" Н. К. Рерихом для закладки Музея, посвященного Е. П. Блаватской. Вариант 1946 г. повторяет сюжет 1924 года с небольшими изменениями.

Трактуя картину, можно предположить, что молодой человек, стоящий перед открывшейся дверью, и есть мужчина венгерской национальности, прибывший в физическом теле в Главную Твердыню Белого Братства Удивительно, но нам позволено через Н. К. Рериха, — "дух кристальной чистоты", — как писала о нем Е. И. Р., — заглянуть в Святая Святых — ашрам, порог которого может переступить избранник или избранница На картине Н. К. Рериха мы видим молодого мужчину, которого Е. И. Рерих называет Братом X. и который "работает на спасение мира".

Молодой мужчина, Брат X., стоит на фоне неба и отдалённой вершины горы, силуэт которой узнаваем на картинах Н. К. Р., где изображается сокровенная Обитель — Твердыня Белого Братства: "FiatRex" (1931) "Гуру Гури Дхар" (1931), "Держательница Мира" (1933), "Франции Ассизский" (1932), "Чаша Христа" (1925), "Огни Победы" (1940) и др.

Молодой человек стоит, правая рука поднята на уровне плеча и согнута ладонь повернута от себя и пальцы выпрямлены. Символическое положение руки в буддизме носит название мудры. В данном изображении это абхая мудра — жест защиты или благословение бесстрашия. В левой руке — книга. Е. П. Блаватская описывает в прологе к "Тайной Доктрине"как выглядит рукопись книги Станцы Дзиан: "Архаический манускрипт коллекция пальмовых листов, приведенных особым, неизвестным науке способом в состояние непроницаемости для воды, огня и воздух; лежит перед глазами пишущей эти строки".

В индуизме книга, сделанная из пальмовых листьев, носит название Пустака и является символом мудрости. В буддизме книга представляет "Праджняпарамиту" — писание о трансцендентной мудрости. Именно это источник имела перед собой Е. П. Блаватская, когда писала книгу "Тайная Доктрина" (синтез науки, религии и философии).

Вестника в Сокровенной Обители встречает женщина, в фиолетовом одеянии. Преобладающий цвет картины — также фиолетовый. Можно предположить, что в образе женщины изображена Е. П. Блаватская и здесь происходит встреча прошлого и настоящего воплощений: Е. П. Блаватской — в предыдущей жизни, а в настоящей — Брата X. Е. И. Рерих писала, что перед тем, как дать миру книгу "Тайная Доктрина", Е. П. Блаватская провела несколько лет (около трёх) в одном из ашрамов Трансгималайской Твердыни Белого Братства

Н. К. Рерих во многих своих картинах (после 20—х годов) обращается к буддийской символике, широко используя ее во многих своих картинах, например, "Матерь Мира" (1924), "Будда Победитель" (1925), "Две чаши" (1932), "Грядущее. (Великий Всадник)" (1927) и др. Во всех вариантах картины "Вестник" мы видим присутствие буддийских образов: самого Будды Просветленного (над входом в Обитель) в варианте 1946 г., а в варианте 1924 г. — чакру, или колесо закона, колесо Дхармы (справедливости). В данном случае чакра, или колесо Дхармы может символизировать Будду.

Слева и справа от входной двери — фрески, изображающие божества в буддийском пантеоне. В варианте 1924 г. слева от входа стоит, предположительно, Бодхисаттва, возможно, Авалокитешвара — покровитель Тибета. В левой руке он держит кадильную лампу, в которой курится ладан — приношение буддийским богам. Кадильная лампа носит название дхупадани. Хотя по форме больше напоминает Пурна Калашу — священную вазу для воды, которая наполнена добрыми качествами. На голове у Бодхисаттвы — корона.

В варианте 1946 г., буддийское божество, предположительно Бодхисаттва, тоже стоит, на лотосовом троне, называемом также падмасаной. На голове — корона из уложенных волос (джатамукута). Длинные волосы означают духовную силу.

Ю.Н. Рерих в книге "Тибетская живопись", разделе "Бодхисаттвы". пишет об Авалокитешваре: "...мы можем выделить Милосердногс Владыку из изображений царственных принцев (скрт. rajakumara). держащего цветок лотоса, четки и иногда сосуд с амритой. Это двурукая форма бодхисаттвы очень редко встречается на позднейших изображениях. Также он пишет:"... бодхисаттва появился на земле из цветка лотоса ради освобождения человечества". В варианте 1924 года предположительный Авалокитешвара держит в левой руке сосуд, возможно, с амритой. В варианте 1946 года бодхисаттва Авалокитешвара стоит на цветке лотоса. Эти данные позволяют предположить, что данное божество — Авалокитешвара. Образ Авалокитешвары был обнаружен и в пластическом искусстве скульптур Гандхары.

В книге " Искусство Гандхары" Г. А. Пугаченковой в главе "Будда и Бодисатвы" описываются канонические образы бодхисаттв, которые вырабатывались одновременно с образом Будды в пластической форме: "Идея бодисатв, составляющая одну из главных черт в доктрине махаяны (согласно которой бодисатвой может стать каждый ревностно идущий по пути Будды), несла в себе глубоко гуманистические начала", далее Пугаченкова пишет: "Особая роль придавалась буддизмом бодисатве Майтрейе...", "Позы бодисатв также каноничны: сидящего с жестом абхайя—мудра (жест увещевания) или стоящего — чаще фронтально, со слегка выдвинутой вперед ногой. Им придан либо жест вара—мудры (знак милосердия) — простертая правая рука, в то время как в левой имеется какой—нибудь атрибут, либо витарка—мудра (жест доказательства)...". Распознать бодхисаттву бывает нелегко, по этому поводу автор книги "Искусство Гандхары" пишет, что "...иногда этому помогает атрибут — например, лотос у Авалокитешвары, иногда прически. Так, у Авалокитешвары локоны изящно подняты повязкой с ювелирными украшениями, а у Майтрейи, ниспадающие до плеч длинные кудри подхвачены вверху двойным узлом". Так и в картине "Вестник" Н. К. Рериха (в вариантах 1924 и 1946 гг.) мы можем только предполагать, какой именно бодхисаттва изображен — Авалокитешвара или Майтрейя.

В буддийском изобразительном искусстве стоящим изображается и грядущий Будда — Бодхисаттва Майтрейя — будущий Мессия, Спаситель. "Это Будда грядущего мирового порядка — Майтрейя — единственный Бодхисаттва, кого признают все основные направления буддизма; Его также сравнивают с Калки Аватарой Вишну ("Аватара Белого коня"). Н. К. Рерих писал: "Благословенный Майтрейя—Мессия всегда изображается в венце, в большом образе".

В иконографии его изображают в виде фигуры, убранной различными украшениями, с цветком лотоса в правой руке, сидящим в позе падмасана, или стоя, что означает, что Бодхисаттва Майтрейя уже пришел в Мир и правит Миром.

Ю.Н. Рерих о Бодхисаттве Майтрейя пишет в главе "Майтрейя. Будда Грядущего", он ссылается на французского ученого—востоковеда профессора Фуше, который изучал искусство скульптуры школы Гандхара и описывал Майтрейю изображенным в диадеме, облаченным в царские одеяния и держащим сосуд (скрт. kamandalu). "В иконографии встречаются несколько форм Бодхисаттвы. В одной из них Бодхисаттва Майтрейя изображается стоящим, облаченным в одеяния бодхисаттвы. Правой рукой он делает знак аргументации или иногда знак щедрости, левая рука держит сосуд с амритой. Старый гандхарский тип изображается с руками, делающими наставление".

Во время Центрально—Азиатской экспедиции, которая проходила с 1923 по 1928 гг. и исследовала памятники древних культур Индии, Тибета. Китая, Монголии и Алтая, Н. К. Рерих встречал огромные статуи Майтрейи, высеченные в скалах. Можно предположить, что буддийское божество, изображенное стоящим слева от входа, в обоих вариантах картины (1924 и 1946 гг.), может быть и Бодхисаттвой Майтрейей В варианте 1946 г. Н. К. Рерих изображает руки стоящего божества в намаскара мудре, означающей преданность.

Известно, что перед сложнейшей во всех отношениях Центрально-Азиатской экспедицией семья Рерихов встречалась в Сиккиме (одно из индийских княжеств в Восточных Гималаях) в храме г Дарджилинга со своим Духовным Наставником, которого сопровождал Учитель Джул—Кул. Причем семья Рерихов по приезде в Индик направилась сразу в княжество Сикким, где прожила девять месяцев, хотя первоначально планировали посетить Адъяр — штаб—квартир; Теософского Общества. В книге "Надземное" (книга Учения Живой Этики) по поводу встречи пишется: "Мы не уходим из жизни, когда Mы появлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. Вы сами может свидетельствовать, что Джул—Кул, когда появился встретить Вас, не отличался от лам...". Есть свидетельства в книге "Алтай — Гималаи Н. К. Рериха о том, что эта встреча состоялась сразу после приезда Рерихов в Индию. В этой же книге, составленной по материалам экспедиционного дневника, Н .К.Рерих писал: "Складывается серия "Его страна" и начинается серия "Знамена Востока". Далее Н. К.Рерих пишет: ""Eго страна". В самом Сиккиме находился один из Ашрамов Махатм. В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам...".

Так же, как и Е. П. Блаватская, перед тем как дать миру основной труд своей жизни — "Тайную Доктрину", провела около трех лет в одном из Ашрамов Тибета, так же и семья Рерихов перед Центрально—Азиатской экспедицией не только встречалась со своим Духовным Наставником, но и, предположительно, находилась определенное время в одном из Ашрамов Твердыни, где получила наставления о своей Миссии.

П. Ф. Беликов (биограф семьи Рерихов) в книге "Рерих" (опыт духовной биографии) пишет: "...Если встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью—Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была продолжительной и запланированной. При встрече в Дарджилинге были получены инструкции о том, что надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык...". Можно предположить, что сюжет картины "Вестник", убранство помещения, роспись (фрески) на стенах этой Обители, на пороге которой стоит Вестник, были увидены Н. К. Рерихом, т. е. он был и жил в этой Обители. Возможно также, что Н. К. и Е. И. Рерихи стали свидетелями прихода в физическом теле мужчины венгерской национальности в Твердыню Белого Братства, т. е. они встретились с Е. П. Блаватской в ее новом воплощении. К этой мысли приводят письма Е. И. Рерих, её осведомленность и подробное описание последующего воплощения Е. П. Блаватской и её Миссии. Очень важно, что эти сведения выходят в прижизненно изданных письмах Е. И. Рерих (1940 г.). Таким образом, зритель, соприкасающийся с картиной Н. К. Рериха "Вестник", может увидеть событие, описанное Е. И. Рерих в своих письмах, а также впервые заглянуть в Святая Святых — Ашрам Учителей Человечества. Такая возможность появилась впервые и открылась через творчество Н. К. Рериха.

Итак, картина "Вестник" написана в 1924 г. в Сиккиме — год прихода Е. П. Блаватской в новом воплощении в Обитель Махатм, а в 1925 г. картина "Вестник" была вручена Н. К. Рерихом для основания Музея Е. П. Блаватской в штаб — квартире Теософского Общества в Индии.

Второй вариант картины "Вестник" был написан, как уже указывалось, в 1946 г., — за год до ухода Н. К. Рериха с физического плана. Возникает вопрос — не является ли этот вариант картины прозрением Н. К. Рерихом своего последующего воплощения и прихода в физическом теле в Твердыню Белого Братства? Возможно, что и Н. К. Рерих в силу Закона Космической Справедливости сейчас находится в Твердыне Белого Братства и трудится на спасение человечества.

Литература:

1.Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). — Новосибирск: ИЧП Лазарев В.В. и О., 1994., с. 258 — 260.

2.Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. — М.: Изд. Эксло; Харьков: Изд. "Фолио", 2002. — T.I. — С. 55.

3.Крэнстон Сильвия. Е. П. Блаватская. — 2—е изд. — Рига: Лигатма; М.: Сирин, 1999. —С. 5

4.Маточкин Е. П. К столетию "Гонца". / Петербуржский Рериховский сборник. — СПб.: Издательство Буковского, 1998. — 484 с. — С.202

5.Письмо Е. И. Рерих от 6.05.34. // Письма Е. И. Рерих. — Новосибирск: "Вико", "Алгим" и т.о.о. "Аура", 1992. — Т. 1. с. 211—212.

6.Письмо Е. И. Рерих от 15.11.34 // Письма Е. И. Рерих. — Новосибирск: "Вико", "Алгим" и т.о.о. "Аура", 1992. — Т. 1. С. 339.

7.Письмо Е. И. Рерих от 21.07.34 // Письма Е. И. Рерих. — Новосибирск: "Вико", "Алгим" и т.о.о. "Аура", 1992. — Т. 1. С.260

8.Письмо Е. И. Рерих от 20.04.35 Письма Е. И. Рерих. — Новосибирск: "Вико", "Алгим" и т.о.о. "Аура", 1992. — Т.1. С. 441 —442.

9.Профессор Рерих в Адьяре. Даркартины. New India. 1925. 19 January. / Росов В. Американская и индийская печать о передаче Рерихом картины

"Вестник" теософскому обществу в Адьяре. Пер. с англ. // Рериховский Вестник. — 1989. — Июль — декабрь. — Ленинград — Извара: Аврора. — 1991. С. 53 —54

10.Рерих Н. К. Алтай — Гималаи. — М.: Сфера, 1999. —С. 34 — 35.

11.Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. — М.: Международный центр Рерихов. Мастер—Банк, 2002. — С.54 — 56, С. 58—59.

12.Символы буддизма, индуизма, тантризма. Серия "Символы" Книга XII. / Сост. Царева Г.И. — М.: Ассоциация Духовного Единения "Золотой Век", 1999.— 232 с.— С. 38,40

13.Г. А. Пугаченкова. Искусство Гандхары. М.: Искусство, 1982. С.53 —54, 59 — 60.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Вестник.

Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых.

Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных.

Подумай о счастье, если один знак найдем мы.

Надо до Солнца пойти. Ночью всё приготовить.

Небо ночное, смотри, невиданно сегодня чудесно.

Я не запомню такого. Вчера еще Кассиопея

Была грустна и туманна, Альдебаран пугливо мерцал.

И не показалась Венера. Но теперь воспрянули все.

Орион и Арктур засверкали.

За Альтаиром далеко новые звездные знаки блестят

И туманность созвездий ясна и прозрачна.

Разве не видишь ты путь к тому, что мы завтра отыщем.

Звездные руны проснулись. Бери своё достоянье.

Оружие с собой не нужно. Обувь покрепче надень.

Подпояшься потуже. Светлеет восток. Нам пора.

(Н.К.Рерих. О вечном, с.391)

В 20-х годах Н.К.Рерих предложил открыть в Индии Музей имени Е.П. Блаватской, он заложил в его основание творческий магнит духа - прекрасное полотно "Вестник". Н.К.Рерих посвятил его своей прекрасной соотечественнице, основательнице Теософского общества - Е.П.Блаватской. На церемонии открытия присутствовало многочисленное собрание людей. Н.К.Рерих снял покрывало с картины и сказал: "В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего музея её имени, который примет девиз: "Красота есть одеяние Истины".

"В храм Будды пришел Вестник. Из приоткрытой двери погруженного в предрассветный покой храма окрывается величественно-торжественная фигура Вестника. Золотом расцвеченное небо, ранний предрассветный час, восходит Солнце, озаряя восток. Внутреннее убранство храма, женщина и Вестник, всё выполнено в гармоничных сочетаниях зеленого с фиолетовым, розового с синим. Над головами людей изображен Будда в окружении святых буддийского пантеона, заключенный в символический треугольник. Слева, за спиной женщины изображение Белой Тары - спасительницы. Этот образ перекликается с образом Е.П.Блаватской, раскрывшей в своих трудах смысл Бытия и цели Космичсекой эволюции человечества. Она, приняв Учение от Махатм Востока, тоже явилась Вестником."

Тема вестника, гонца очень важна в искусстве Рериха: "Стучится вестник, и чем необычнее час, тем трепетнее ожидание". Но получить весть не так просто. Надо быть всегда готовым, быть всегда на дозоре: "Должен ли он найти вас в катакомбах или на башне - вы не знаете этого, да и не должны знать, ибо тогда нарушилась бы полная готовность. Будьте готовы!

Весть может прийти отовсюду, да и вестник может быть самым неожиданным. Только сердце может распознать его. Сердце стучит на всё необычное и крепко врезает эти драгоценные печати в сознание. Когда же мы видим далекого путника на безбрежной, снежной равнине, нам думается, что не бесцельно и не случайно совершает он трудный путь. Наверное, он несет важную новость, и ждут его те, кто поймет знамение будущего".

"Мы должны ждать и искать того Вестника, который жив и который постучится в нашу дверь. Картина Н.К.Рериха "Вестник" именно тем прекрасна, что описывает этот момент - момент Вестника. Мы все будем стремиться к этому, будем строить живой мост между нами и теми, которые, может быть, продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь. И лучший дар, который вы можете принести человечеству, - это улучшить себя, стать лучшими людьми, стараться построить более красивую, прекрасную жизнь." (С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному.)

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Позднее создается знаменитая картина «Вестник»: женщина открывает двери храма и, изумленная, с замиранием сердца видит вестника в восточном одеянии. В фиолетовом пространстве сияют горные дали. Утренняя заря коснулась снежных вершин.

Эту картину Рерих посвятил памяти Елены Петровны Блаватской, основательницы теософского движения, и принес в дар Адьяру для основания ее музея.

Н.Д.СПИРИНА Зарницы Грядущего Журнал Восход: № 3 (95), Март, 2002

Всё, что в Учении Живой Этики и творениях Николая Константиновича Рериха касается будущего, должно привлекать наше особое внимание. Нам не даётся знание будущего в деталях, но даются признаки этого будущего в величественных, потрясающих формах, которые говорят больше, чем сказали бы слова. Таким провозвестником грандиозности Грядущего является картина «Вестник».

Ждём Его прихода на земле,

Солнце ищем в предрассветной мгле.

Там ли ищем, смотрим ли туда,

Где горит незримая Звезда?

В сердце погрузи глубоко взор

И увидишь — Он уже пришёл.1

Только будучи в Храме, то есть в высоком состоянии духа, можно почуять приход Вестника Нового Мира и безошибочно открыть Ему дверь. Предчувствуя величие того, что ей предстоит узреть, женщина трепетно открывает дверь Храма, и перед ней возникает гигантская, величественная фигура Вестника, озарённая вспышками молний новых, небывалых, мощных энергий грядущей Эпохи.

Открыть Новой Эпохе дверь прежде всего нужно в своём сердце, а для этого сердце должно быть в молитвенном состоянии, не отвлекаемое суетой внешнего мира. Если оно готово и ждёт, если оно любит и жаждет прихода Нового Мира, то оно в состоянии воспринять великую весть, данную нам через Учение Живой Этики.

Затворы отброшены. Вестнику двери

Открыты. Лампада горит.

Корзины плодов ожидают без меры,

И ухо Твой зов сторожит.

Кончаются сроки великой разлуки,

Доносится голос — «Приду».

Кувшины готовы. Протянуты руки.

Пролейтесь, потоки.

Ж д у.2

Женщина, находившаяся в Храме, открывшая Вестнику дверь, несомненно, молилась там не о прошлом, а направляла свои сердечные устремления к будущему и его великим свершениям и ждала их. Вестники никогда не вещают о прошлом, но извещают и предупреждают о будущем. Правая рука Вестника поднята в символическом жесте, сообщающем нечто чрезвычайно важное.

В истории человечества встречаются сообщения, которые давались в разные века о грядущих великих событиях. Но бывает так, что перед самыми значительными событиями, даже будучи предупреждены, люди тем не менее не допускают возможности грядущего. Учение говорит: «Можно написать любопытное историческое исследование о предвестниках и порогах событий. При этом можно проследить одинаковость мышления в связи с циклонами потрясений. Одинаково насмехаются слепые над указаниями зрячих. Одинаково перечисляют житейские мудрецы невозможность изменения существующего порядка, именно: всё прочно и неизменно, каждый чуткий просто обманщик! Укажите им, что благо не в мертвенности, и они станут врагами. Но ценно опознать подобных врагов»3.

Если не будет духовной подготовки к встрече Нового Мира, то не будет кому открыть дверь Вестнику и величайшие возможности уйдут в пространство. «...Перестали ждать вестника, когда вестник уже стоял у дверей»4.

«С грустью смотрим на несложивших достойные слова. Вот ещё был час, чтоб укрепиться, но призраки заслонили действительность, и возможность ушла. Где же, на какой дороге встретите вестника? Сколько морей переплывёте, чтобы дополнить одно недослышанное слово? Ушедшую возможность как привлечь обратно? Как дом без хозяина, стоят неприменённые мысли! Вспыхнул свет необычный, но приняли его за застольную свечу. Устремлённость по пути необычного приняли за обычную похлёбку. Теперь придётся искать и стучаться. Никто не поможет, ибо причина породила следствие.

Укажите друзьям, чтобы зорко, подобно соколу, следили за искрами возможностей. Найдите время усвоить, как неожиданно приходит вестник, как удовлетворение замыкает глаза. Истинно, каждая упущенная весть ложится тяжким бременем, потому звучите вовремя.

Никто не скажет: примите худо первого вестника, чтобы второй скорее дошёл. У мира одна надежда, как обойти необычное и посыпать пеплом весть нового сознания. Найдите достойные слова!»5

«Возлагающийся мёртв; следующий жив. Мы не обещали переносить мёртвые тела, но ручались вести мужественных последователей. Нужно вникать очень внимательно, чтобы различить границу мужественного следования и малодушного возложения. Также нужно понимать Наши Указания безотлагательно, ибо солнце светит различно в час утра или полудня. Нужно принять Нас, как пищу насущную. Но преданность получит ответ, если приложены все силы. Так должно быть движение следующих за Владыкою. Наша помощь, как знаете, приходит в час последний, но нужно не закрыть дверь Нашему вестнику. Может быть, Наше воздействие происходит за дальними морями, но тем не менее нельзя прерывать стремления к Нам»6.

«Рука Наша не устанет протягивать сердцу спасительную нить. Кто же может сказать, что Мы замедлили помощью? Но Мы можем назвать много случаев, когда Вестник Наш замерзал от бессердечия. Так нелегко привести в действие потенциал сердца. Нужно явить полёт над бездною, как от последнего берега в Беспредельность. Как священно мужество самоотвержения, открывающее сердце!»7

Чтобы люди бдели, должна иметься духовная зоркость, которая поможет не упустить величайшего события в истории планеты. Необходимо, чтобы не потеряли терпение и устремление встретить это событие во что бы то ни стало. Люди должны быть готовы к тому, какподготовить себя к принятию Великой Новой Эпохи.

«Многое священное и великое не будет непременно большим по виду. Размеры складываются по внутреннему сознанию»8. Прогнозировать заранее конкретные условия, «как и когда войдёт Вестник»9, мы не можем, но должны настроить себя на постоянное ожидание этого великого события. «Люди своими условными мерами затрудняют трансцендентальные явления. Не подумайте, что это слово старо, ибо, именно, теперь больше всего отрицается сияние духа. Но без солнца ни Макрокосм, ни микрокосм не могут жить. Вы знаете, что [теперь] движение Светил как нельзя более благоприятно. Можно ждать века таких сочетаний, но сейчас не века, но малейшие годы уже полагают новые границы человечества. Многие не замечают этих космических построений, тем более немногие должны постичь поражающие события, указанные Светилами. Нужно сознать всё величие часа, и к тому заповедана торжественность. Благо, если ощущаете её!»10

«Различны виды ожидания: есть ожидание открывающее, но есть и ожидание пресекающее. При первом — ждёт сердце, но при втором — ждёт я, самость. Мысль, даже самая высокая, с трудом долетит через забор самости. Она поникнет на острых кольях самости. Зазубрена самость, изломана завистью и звериною злобою. Такая встреча не может допустить мысли прекрасной. Много заметного происходит в процессе принятия мысли. Бывает миг затишья перед прилётом высшего Вестника. Но надутая самость разве почует этот миг сладчайший? Сердце, только оно, умеет преисполниться ожидания. Только сердце не завопит — я жду; премногая самость звучит в таком я. Но ожидать сердцем, это уже предчувствовать. Много радости в таком чувстве. Древние называли его проводником. Утверждаю, что предчувствие есть уже открытие врат. Сердце — радушная хозяйка, оно предусматривает, как встретить гостя далёкого. Нужно напрячь лучшие чувства, являя встречу мысли»11.

«Люди ждут Вестников и очень пугаются от одной мысли об их приходе. Если спросить людей — каким они хотели бы видеть Вестника, то получится очень странное нагромождение, даже граничащее с безобразием; птичьи перья будут не последним атрибутом Вестника. Если же узнают, что Вестник окружён Светом, то, прежде всего, озаботятся, чтобы не ослепнуть.

Но, конечно, даже при самых обычных появлениях бывают потрясения. Такое трепетание будет не только от неожиданности, оно происходит от неравенства аур. Такое напряжение может быть даже гибельным, потому и появление Вестников бывает не часто. (...) Можно понять, что само ожидание будет естественною готовностью или, как принято называть — дисциплиной.

Человек в готовности готов принять и Вестника»12.

«Зрящие много у'зрят. Чуткие много дослышат и сумеют повстречать неожиданных вестников. Непременно неожиданных, хотя и жданных»13.

Мы всегда должны быть готовы к неожиданности появления ожидаемого.

«Кто знает, где Вестник меняет коня!»

Когда Он прибудет и в дверь постучится?

Когда из Обители вечного Дня

На землю слетит Твоя белая птица?

Когда из далёких надземных Миров

Ты явишься людям, о Солнце Живое,

И с пламенной тайны поднимешь покров,

В молчании самое скажешь простое?

И мы это Слово как Знамя возьмём,

И с ним мы откроем сознаний затворы,

И Весть небывалую в мир понесём —

Зов чистого Духа — в земные просторы.14

1 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001. С. 251.

2 Спирина Н.Д. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 31.

3 Агни Йога. 430.

4 Там же. 562.

5 Община. 262.

6 Иерархия. 179.

7 Сердце.12.

8 Мир Огненный. III. 3.

9 Там же.

10 Там же.

11 Братство. 306.

12 Там же. 38.

13 Там же. 563.

14 Спирина Н.Д. Перед Восходом. С. 203.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Отметим еще одно. Как в некоторых вагнеровских операх, среди моря мелодий и гармоний все повторяется и повторяется характерный для данной оперы ведущий мотив — лейтмотив, такой аналогичный мотив имеется во всем творчестве у Рериха. Этот мотив — мотив первого «Гонца» его академической программы 1887 года.

Вот один из его последних «гонцов», его «вестников», писанный уже в Америке. Картина в богатых фиолетовых тонах: женщина отпирает дверь своего дома и видит некоего гонца. А сзади — пейзаж, скупой черный пейзаж: на горных снегах блещет утренняя заря.

С. РЕРИХ Мой Вечный Учитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Так что вы должны тоже ждать и искать того вестника, который жив и который постучится в вашу дверь. Картина Николая Константиновича «Вестник» именно тем и прекрасна, что она описывает этот момент, момент вестника.

Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н.К.Рериха. Издание Кузбасского Рериховского Общества, № 3, дополненное г. Новокузнецк, 2006 г.

Картина посвящена Елене Петровне Блаватской (1831 – 1891) - выдающейся русской женщине-философу, писательнице, путешественнице. Елена Петровна знала огромную важность Искусства: «Она предвидела будущее этой творческой силы, которая поможет построению грядущего мира…»

С. Крэнстон

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика