Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Вестник
1946

Н.К.Рерих. Вестник. 1946

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=83&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Вестник
Год 1946
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 122 х 91.5 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9465 II, 44035 КП

Описание картины

Картина "Вестник" посвящена Елене Петровне Блаватской, необыкновенной русской женщине, выдающейся учености и величайшего благородства, основательнице Теософского общества и автора ряда фундаментальных трудов по философии.

Один из директоров Организации Объединенных Наций, современник Елены Петровны охарактеризовал ее как "во всех отношениях культурную женщину, воспитанную на идеалах Ренессанса. ... Она была ученым, поэтом, пианисткой, художником, философом, писателем, педагогом, и кроме того - неутомимым Воином Света…"

Художником было создано несколько вариантов картины "Вестник" в разные годы, одна из них подарена в 1925 г. Теософскому обществу в Адьяре.

Вот как пишет об этом событии газета "New India" в 1925 г. в заметке "Профессор Рерих в Адьяре. Дар картины".

"18 января, в воскресенье утром, профессор Николай Рерих подарил музею в Адьяре свою картину "Вестник" как дань памяти о мадам Блаватской. Доктор Д. Г. Казинс представил проф. Рериха собравшимся на церемонию. Он сказал, что имя Рериха стало известно с тех пор, как художник открыл миру свое возвышенное видение Прекрасного.

Затем проф. Рерих снял покрывало с картины и сказал: "В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится семенем будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: "Красота есть одеяние Истины".

Картина размером 42 х 36 дюймов - поразительной красоты работа, выполненная в технике темперы, с преобладающим фиолетовым цветом. На ней изображена женщина в буддийском храме, которая ранним утром открывает дверь, чтобы встретить Вестника."

Н. К. Рерих писал: "Е. П. Блаватская, великая основательница Теософского Общества, в своей последней статье отмечала важность Искусства. Она предвидела будущее значение этой великой творческой силы, которая поможет строить Новый Мир, т.е. Искусство - есть кратчайший мост между различными нациями. Мы должны всегда помнить эту последнюю мысль великой личности и наиболее простым путем никогда не забывать об этом - было бы основание в Адьяре Музея Искусств, посвященного имени Е. П. Блаватской".

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Вестник.

Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых.

Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных.

Подумай о счастье, если один знак найдем мы.

Надо до Солнца пойти. Ночью всё приготовить.

Небо ночное, смотри, невиданно сегодня чудесно.

Я не запомню такого. Вчера еще Кассиопея

Была грустна и туманна, Альдебаран пугливо мерцал.

И не показалась Венера. Но теперь воспрянули все.

Орион и Арктур засверкали.

За Альтаиром далеко новые звездные знаки блестят

И туманность созвездий ясна и прозрачна.

Разве не видишь ты путь к тому, что мы завтра отыщем.

Звездные руны проснулись. Бери своё достоянье.

Оружие с собой не нужно. Обувь покрепче надень.

Подпояшься потуже. Светлеет восток. Нам пора.

(Н.К.Рерих. О вечном, с.391)

В 20-х годах Н.К.Рерих предложил открыть в Индии Музей имени Е.П. Блаватской, он заложил в его основание творческий магнит духа - прекрасное полотно "Вестник". Н.К.Рерих посвятил его своей прекрасной соотечественнице, основательнице Теософского общества - Е.П.Блаватской. На церемонии открытия присутствовало многочисленное собрание людей. Н.К.Рерих снял покрывало с картины и сказал: "В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего музея её имени, который примет девиз: "Красота есть одеяние Истины".

"В храм Будды пришел Вестник. Из приоткрытой двери погруженного в предрассветный покой храма окрывается величественно-торжественная фигура Вестника. Золотом расцвеченное небо, ранний предрассветный час, восходит Солнце, озаряя восток. Внутреннее убранство храма, женщина и Вестник, всё выполнено в гармоничных сочетаниях зеленого с фиолетовым, розового с синим. Над головами людей изображен Будда в окружении святых буддийского пантеона, заключенный в символический треугольник. Слева, за спиной женщины изображение Белой Тары - спасительницы. Этот образ перекликается с образом Е.П.Блаватской, раскрывшей в своих трудах смысл Бытия и цели Космичсекой эволюции человечества. Она, приняв Учение от Махатм Востока, тоже явилась Вестником."

Тема вестника, гонца очень важна в искусстве Рериха: "Стучится вестник, и чем необычнее час, тем трепетнее ожидание". Но получить весть не так просто. Надо быть всегда готовым, быть всегда на дозоре: "Должен ли он найти вас в катакомбах или на башне - вы не знаете этого, да и не должны знать, ибо тогда нарушилась бы полная готовность. Будьте готовы!

Весть может прийти отовсюду, да и вестник может быть самым неожиданным. Только сердце может распознать его. Сердце стучит на всё необычное и крепко врезает эти драгоценные печати в сознание. Когда же мы видим далекого путника на безбрежной, снежной равнине, нам думается, что не бесцельно и не случайно совершает он трудный путь. Наверное, он несет важную новость, и ждут его те, кто поймет знамение будущего".

"Мы должны ждать и искать того Вестника, который жив и который постучится в нашу дверь. Картина Н.К.Рериха "Вестник" именно тем прекрасна, что описывает этот момент - момент Вестника. Мы все будем стремиться к этому, будем строить живой мост между нами и теми, которые, может быть, продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь. И лучший дар, который вы можете принести человечеству, - это улучшить себя, стать лучшими людьми, стараться построить более красивую, прекрасную жизнь." (С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному.)

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер» , 2001г., с.124, ил.

Весник

18 января, в воскресенье утром, профессор Николай Рерих подарил музею в Адьяре свою картину «Вестник» как дань памяти о мадам Блаватской. Доктор Д.Г.Казинс представил проф. Рериха собравшимся на церемонию. Он сказал, что имя Рериха стало известно с тех пор, как художник открыл миру свое возвышенное видение Прекрасного. Затем проф. Рерих снял покрывало с картины и сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится семенем будущего музея имени Блаватской, который примет девиз: «Красота есть одеяние Истины.

Картина размером 42x36 дюймов - поразительной красоты работа, выполненная в технике темперы, с преобладающим фиолетовым цветом. На ней изображена женщина в буддийском храме, которая ранним утром открывает дверь, чтобы встретить Вестника.

3-Г.Фосдик. Мои Учителя. Приложение. Профессор Рерих в Адьяре. Дар картины.

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

«Н.К. Рерих написал в 25 году картину «Вестник», посвященную памяти Е.П. Блаватской и сам отвез в Адиар, где положил начало Музею памяти Е.П. Блаватской. Именно наша мечта достойно почтить имя Блаватской, когда наступит срок...»

Е.И. Рерих (Из письма от 07.01.37 г.)

«Не насилуйте закон! Ждите в пламенном труде сердца, среди постоянного подвига, пока вестник Шамбалы придет к вам. Ждите, пока могучий голос произнесет "Калагия". Тогда вы невредимо можете приступать к исследованию этого великого вопроса. Суетное любопытство должно быть превращено в искреннее стремление к знанию, в применении к высоким принципам каждодневной жизни».

Н.К. Рерих «Шамбала сияющая», «Сокровище снегов»,

Нью-Йорк, 1930г.

Картина посвящена Елене Петровне Блаватской (1831 -1891) - выдающейся русской женщине-философу, писательнице, путешественнице. Елена Петровна знала огромную важность Искусства: «Она предвидела будущее этой творческой силы, которая поможет построению грядущего мира...»

С. Крэнстон

Передавая в дар свою картину Музею Искусств её имени в Адьяре, Рерих сказал: «В этом доме Света... пусть положит она начало Музею Блаватской, девизом которого будет: «Красота - одеяние Истины».

«Именно она была великим духом, принявшем на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм», - писала о ней Е.И. Рерих.

На картине изображена женщина в буддийском храме, на заре отворяющая двери Вестнику - проводнику Божественной Мысли, несущему в мир Свет и Знания для спасения человечества.

Н.К.РЕРИХ Письма в Америку (1923–1947). – М.: Сфера, 1998. – 736 с. – Серия «Рериховский архив».

15.IV.46

За последнее время написаны четыре картины: “Кришна”, “Вестник”, “Мыслитель”, “[Будда-]Испытатель”1 – все не фотографированы, да и некому, да и пленок нет.

1 «Кришна», «Вестник», «Мыслитель», «[Будда]-Испытатель» – варианты картин из серии «Знамена Востока» («Учителя Востока»)

Н.Д.СПИРИНА Зарницы Грядущего Журнал Восход: № 3 (95), Март, 2002

Всё, что в Учении Живой Этики и творениях Николая Константиновича Рериха касается будущего, должно привлекать наше особое внимание. Нам не даётся знание будущего в деталях, но даются признаки этого будущего в величественных, потрясающих формах, которые говорят больше, чем сказали бы слова. Таким провозвестником грандиозности Грядущего является картина «Вестник».

Ждём Его прихода на земле,

Солнце ищем в предрассветной мгле.

Там ли ищем, смотрим ли туда,

Где горит незримая Звезда?

В сердце погрузи глубоко взор

И увидишь — Он уже пришёл.1

Только будучи в Храме, то есть в высоком состоянии духа, можно почуять приход Вестника Нового Мира и безошибочно открыть Ему дверь. Предчувствуя величие того, что ей предстоит узреть, женщина трепетно открывает дверь Храма, и перед ней возникает гигантская, величественная фигура Вестника, озарённая вспышками молний новых, небывалых, мощных энергий грядущей Эпохи.

Открыть Новой Эпохе дверь прежде всего нужно в своём сердце, а для этого сердце должно быть в молитвенном состоянии, не отвлекаемое суетой внешнего мира. Если оно готово и ждёт, если оно любит и жаждет прихода Нового Мира, то оно в состоянии воспринять великую весть, данную нам через Учение Живой Этики.

Затворы отброшены. Вестнику двери

Открыты. Лампада горит.

Корзины плодов ожидают без меры,

И ухо Твой зов сторожит.

Кончаются сроки великой разлуки,

Доносится голос — «Приду».

Кувшины готовы. Протянуты руки.

Пролейтесь, потоки.

Ж д у.2

Женщина, находившаяся в Храме, открывшая Вестнику дверь, несомненно, молилась там не о прошлом, а направляла свои сердечные устремления к будущему и его великим свершениям и ждала их. Вестники никогда не вещают о прошлом, но извещают и предупреждают о будущем. Правая рука Вестника поднята в символическом жесте, сообщающем нечто чрезвычайно важное.

В истории человечества встречаются сообщения, которые давались в разные века о грядущих великих событиях. Но бывает так, что перед самыми значительными событиями, даже будучи предупреждены, люди тем не менее не допускают возможности грядущего. Учение говорит: «Можно написать любопытное историческое исследование о предвестниках и порогах событий. При этом можно проследить одинаковость мышления в связи с циклонами потрясений. Одинаково насмехаются слепые над указаниями зрячих. Одинаково перечисляют житейские мудрецы невозможность изменения существующего порядка, именно: всё прочно и неизменно, каждый чуткий просто обманщик! Укажите им, что благо не в мертвенности, и они станут врагами. Но ценно опознать подобных врагов»3.

Если не будет духовной подготовки к встрече Нового Мира, то не будет кому открыть дверь Вестнику и величайшие возможности уйдут в пространство. «...Перестали ждать вестника, когда вестник уже стоял у дверей»4.

«С грустью смотрим на несложивших достойные слова. Вот ещё был час, чтоб укрепиться, но призраки заслонили действительность, и возможность ушла. Где же, на какой дороге встретите вестника? Сколько морей переплывёте, чтобы дополнить одно недослышанное слово? Ушедшую возможность как привлечь обратно? Как дом без хозяина, стоят неприменённые мысли! Вспыхнул свет необычный, но приняли его за застольную свечу. Устремлённость по пути необычного приняли за обычную похлёбку. Теперь придётся искать и стучаться. Никто не поможет, ибо причина породила следствие.

Укажите друзьям, чтобы зорко, подобно соколу, следили за искрами возможностей. Найдите время усвоить, как неожиданно приходит вестник, как удовлетворение замыкает глаза. Истинно, каждая упущенная весть ложится тяжким бременем, потому звучите вовремя.

Никто не скажет: примите худо первого вестника, чтобы второй скорее дошёл. У мира одна надежда, как обойти необычное и посыпать пеплом весть нового сознания. Найдите достойные слова!»5

«Возлагающийся мёртв; следующий жив. Мы не обещали переносить мёртвые тела, но ручались вести мужественных последователей. Нужно вникать очень внимательно, чтобы различить границу мужественного следования и малодушного возложения. Также нужно понимать Наши Указания безотлагательно, ибо солнце светит различно в час утра или полудня. Нужно принять Нас, как пищу насущную. Но преданность получит ответ, если приложены все силы. Так должно быть движение следующих за Владыкою. Наша помощь, как знаете, приходит в час последний, но нужно не закрыть дверь Нашему вестнику. Может быть, Наше воздействие происходит за дальними морями, но тем не менее нельзя прерывать стремления к Нам»6.

«Рука Наша не устанет протягивать сердцу спасительную нить. Кто же может сказать, что Мы замедлили помощью? Но Мы можем назвать много случаев, когда Вестник Наш замерзал от бессердечия. Так нелегко привести в действие потенциал сердца. Нужно явить полёт над бездною, как от последнего берега в Беспредельность. Как священно мужество самоотвержения, открывающее сердце!»7

Чтобы люди бдели, должна иметься духовная зоркость, которая поможет не упустить величайшего события в истории планеты. Необходимо, чтобы не потеряли терпение и устремление встретить это событие во что бы то ни стало. Люди должны быть готовы к тому, какподготовить себя к принятию Великой Новой Эпохи.

«Многое священное и великое не будет непременно большим по виду. Размеры складываются по внутреннему сознанию»8. Прогнозировать заранее конкретные условия, «как и когда войдёт Вестник»9, мы не можем, но должны настроить себя на постоянное ожидание этого великого события. «Люди своими условными мерами затрудняют трансцендентальные явления. Не подумайте, что это слово старо, ибо, именно, теперь больше всего отрицается сияние духа. Но без солнца ни Макрокосм, ни микрокосм не могут жить. Вы знаете, что [теперь] движение Светил как нельзя более благоприятно. Можно ждать века таких сочетаний, но сейчас не века, но малейшие годы уже полагают новые границы человечества. Многие не замечают этих космических построений, тем более немногие должны постичь поражающие события, указанные Светилами. Нужно сознать всё величие часа, и к тому заповедана торжественность. Благо, если ощущаете её!»10

«Различны виды ожидания: есть ожидание открывающее, но есть и ожидание пресекающее. При первом — ждёт сердце, но при втором — ждёт я, самость. Мысль, даже самая высокая, с трудом долетит через забор самости. Она поникнет на острых кольях самости. Зазубрена самость, изломана завистью и звериною злобою. Такая встреча не может допустить мысли прекрасной. Много заметного происходит в процессе принятия мысли. Бывает миг затишья перед прилётом высшего Вестника. Но надутая самость разве почует этот миг сладчайший? Сердце, только оно, умеет преисполниться ожидания. Только сердце не завопит — я жду; премногая самость звучит в таком я. Но ожидать сердцем, это уже предчувствовать. Много радости в таком чувстве. Древние называли его проводником. Утверждаю, что предчувствие есть уже открытие врат. Сердце — радушная хозяйка, оно предусматривает, как встретить гостя далёкого. Нужно напрячь лучшие чувства, являя встречу мысли»11.

«Люди ждут Вестников и очень пугаются от одной мысли об их приходе. Если спросить людей — каким они хотели бы видеть Вестника, то получится очень странное нагромождение, даже граничащее с безобразием; птичьи перья будут не последним атрибутом Вестника. Если же узнают, что Вестник окружён Светом, то, прежде всего, озаботятся, чтобы не ослепнуть.

Но, конечно, даже при самых обычных появлениях бывают потрясения. Такое трепетание будет не только от неожиданности, оно происходит от неравенства аур. Такое напряжение может быть даже гибельным, потому и появление Вестников бывает не часто. (...) Можно понять, что само ожидание будет естественною готовностью или, как принято называть — дисциплиной.

Человек в готовности готов принять и Вестника»12.

«Зрящие много у'зрят. Чуткие много дослышат и сумеют повстречать неожиданных вестников. Непременно неожиданных, хотя и жданных»13.

Мы всегда должны быть готовы к неожиданности появления ожидаемого.

«Кто знает, где Вестник меняет коня!»

Когда Он прибудет и в дверь постучится?

Когда из Обители вечного Дня

На землю слетит Твоя белая птица?

Когда из далёких надземных Миров

Ты явишься людям, о Солнце Живое,

И с пламенной тайны поднимешь покров,

В молчании самое скажешь простое?

И мы это Слово как Знамя возьмём,

И с ним мы откроем сознаний затворы,

И Весть небывалую в мир понесём —

Зов чистого Духа — в земные просторы.14

1 Спирина Н.Д. Капли. Новосибирск, 2001. С. 251.

2 Спирина Н.Д. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 31.

3 Агни Йога. 430.

4 Там же. 562.

5 Община. 262.

6 Иерархия. 179.

7 Сердце.12.

8 Мир Огненный. III. 3.

9 Там же.

10 Там же.

11 Братство. 306.

12 Там же. 38.

13 Там же. 563.

14 Спирина Н.Д. Перед Восходом. С. 203.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

С. РЕРИХ Мой Вечный Учитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Так что вы должны тоже ждать и искать того вестника, который жив и который постучится в вашу дверь. Картина Николая Константиновича «Вестник» именно тем и прекрасна, что она описывает этот момент, момент вестника.

Д.Н. ПОПОВ Теософия в жизни и творчестве Н.К.Рериха //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Помимо новых произведений, художник вновь обращается ко многим прежним сюжетам. Из-под его кисти выходят не копии, а новые варианты произведений в более глубоком и монументальном композиционном, образном и колористическом решении. В их числе, в последний год жизни, Рерих пишет большое полотно "Вестник" памяти Блаватской...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика