Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ункрада (эскиз)
1909

Н.К.Рерих. Ункрада (эскиз). 1909

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=884&size=3

     
Атрибуты картины

Название Ункрада (эскиз)
Год 1909
Где находится Уничтожена!
Материалы, размеры Темпера
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Открытка. Вероятно, эскиз к несостоявшейся пьесе "Ункрада"; судя по русскому пейзажу (визуально и по словам Н.К.), это не эскиз к пьесе Ремизова, как предлагается в (Е.П. Яковлева "Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха" Самара: Агни, 1996), хотя там есть такой персонаж

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

Художественные вести

Община св. Евгении начала выпускать снимки с картин, выставленных на петербургских выставках. На днях появились следующие открытые письма: Н. К. Рериха — «Небесный бой», «Ункрада» и эскиз декорации пролог к «Снегурочке» (выставка Союза русских художников) и А. Скиргелло — «Уголок ярмарки» и «Хуторок» (акварельная выставка).

Речь. 1910. 15/28 марта. № 72. Понедельник. С. 4.

Александр Бенуа

Выставка «Союза»

IV

Сегодня я заканчиваю свой обзор выставки «Союза». <...>

В ином совершенно роде, но столь же манящими и прельстительными кажутся видения седой древности Рериха, в особенности его «Ункрада» и «Небесный бой». Я не верю, чтобы изображённая девушка была бы действительно героиней Ремизова, но я верю в её тихую печальную прелесть, и в особенности в прелесть этой далёкой весны, этих жёлтых цветочков, что покрыли все холмы и долины, этих холодных озёр, этих чахлых дерев, этого серебряного, дикого простора.<...>

Речь. 1910. 19 марта / 1 апреля. № 76. Пятница. С. 2.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Ветреное весеннее утро покоится на пологих холмах над синим озером, распустились белоствольные березы, расцвели желтые скромные лютики... Тоскующая девушка бродит по нежной траве и словно слышится ее жалоба: «А ты вей, ветер, вей, понеси от меня весть моей родине, обойми ее своими крыльями, прижмись грудью к груди. Помоги, пособи мне»... Это «Ункрада» 1909 года.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• ...Ещё в России были написаны “Знахарка ” и “Ункрада ” — и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы... [35, с.40].

• Ветреное весеннее утро покоится на пологих холмах над синим озером, распустились белоствольные берёзы, расцвели жёлтые скромные лютики... Тоскующая девушка бродит по нежной траве и словно слышится её жалоба: “А ты вей, ветер, вей, понеси от меня весть моей родине, обойми её своими крыльями, прижмись грудью к груди. Помоги, пособи мне...” [26, с.31].

• Что стоишь невесёлая — белая берёза — сестра моя родимая? Или опечалила весть моя недобрая, или сердцем что зачуяла, или вспоминаешь ты о чём?...

Одну думу думаю и во сне мне снится на чужбине один сон, и как скажешь о твоём имени Россия! Русь моя, моя родина привольная, ширь и воля, вольность русская, белая берёза, сестра моя родимая! — вся душа замучится и растёт тоска, как тьма осенняя вечерней порой.

Вижу тебя, родина далёкая.

Если б Бог тебе послал на долю счастье! Много по тебе прошло беды, труда и горя. Если б Бог тебя помиловал!

Вижу тебя, родина моя привольная...

“Зимы там долги и тёмны. Белый снег. Как завеют сильные, свирепые сиверы, наложит зима железные оковы на облаки и пойдёт с гвоздём: оковывает воды и землю, накладывает на реки и озёра ледяные мосты, скрепляет гвоздём. Зацветут тогда окна морозными цветами, заметёт путь пёристым снегом, а по воздуху лют летит, нижет на ветви скатный перебранный жемчуг. А придёт весна, уснёт чёрный северный ветер, приплывёт с юга белый, потихоньку повеет. Встанут звери из спячки. Солнце опустит к нам на двор золотые качели, день и ночь стоит, стелет по лугам красный холст, сеет золотом. А вдоль берега белыми цветами калина светит тёмную поросль. Не заметишь — лето приспело. Ночи — в жерновом огне. Звонкие песни. И вьются хороводы, как хмель. Так ночь до зари. Вот соберётся гроза, разломит всё небо и ударит проливным дождём, а за пролоем радуга. И поют, шумят луга. Ходит медведь. Колесом пошло солнце под гору, появилась паутина, летит над полями. В красном гарусе кудрявая рябина. Ледовая роса на заре. Это — осень. Уныло, тихо, прозрачно. По небу плывут облаки-лебеди... а лес у нас как расшумится, и уж в бую и в шуму его ничего не слышно, только слышен человеческий голос. Это я запою тебе песню, моя родина привольная, о твоей шири и воле, о вольности русской, Русь моя, Россия родимая!

Что же ты стоишь не весёлая — белая берёза — сестра моя?” [26, с.66,67].

• По весенним зелёным холмам среди стройных белоствольных берёзок бродит тоскующая Ункрада с цветами [26, с. 90].

35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

А. РЕМИЗОВ Жерлица дружинная / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

7. УНКРАДА

Что стоишь не веселая — белая береза — сестра моя родимая? Или опечалила весть моя недобрая, или сердцем что зачуяла, или вспоминаешь ты о чем?..

Одну думу думаю и во сне мне снится на чужбине один сон, и как скажешь о твоем имени — Россия! Русь моя, моя родина привольная, ширь и воля, вольность русская, белая береза, сестра моя родимая! — вся душа замучится и растет тоска, как тьма вечерняя осеннею порой.

Вижу тебя, родина далекая.

Если б Бог тебе послал на долю счастье! Много по тебе прошло беды, труда и горя. Если б Бог тебя помиловал!

Вижу тебя, родина моя привольная...

«Зимы там долги и темны. Белый снег. Как завеют сильные, свирепые сиверы, наложит зима железные оковы на облаки и пойдет с гвоздем: оковывает воды и землю, накладывает на реки и озера ледяные мосты, скрепляет гвоздем. Зацветут тогда окна морозными цветами, заметет путь перистым снегом, а по воздуху лют летит, нижет на ветви скатный перебранный жемчуг. А придет весна, уснет черный северный ветер, приплывет с юга белый, потихоньку повеет. Встанут звери из спячки. Солнце опустит к нам на двор золотые качели, день и ночь стоит, стелет по лугам красный холст, сеет золотом. А вдоль берега белыми цветами калина светит темную поросль. Не заметишь — лето приспело. Ночи — в терновом огне. Звонкие песни. И вьются хороводы, как хмель. Так ночь до зари. Вот соберется гроза, разломит все небо и ударит проливным дождем, а за пролоем радуга. И поют, шумят луга. Ходит медведь. Колесом пошло солнце под гору, повилась паутина, летит над полями. В красном гарусе кудрявая рябина. Ледовая роса на заре. Это — осень. Унывно, тихо, прозрачно. По небу плывут облаки-лебеди... А лес у нас как расшумится, и уж в бую и в шуму его ничего не слышно, только слышен человечий голос. Это я запою тебе песню, моя родина привольная, о твоей шири и воле, о вольности русской, Русь моя, Россия родимая!»

Что же ты стоишь не веселая — белая береза — сестра моя?

Короткина Л.В. К вопросу об эскизах Н.К. Рериха к пьесе А.М. Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» // Государственный Русский музей. Отечественное искусство. X–XX век. Выпуcк III.

Картина «Ункрада» (1909) известна по многим воспроизведениям. Первоначально она принадлежала Хильзе ван дер Паальс и была утрачена в период революционных событий. Картина представляет собой своеобразную фантазию на тему пьесы [Алексея Михайловича Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском»] и навеяна образом ее героини – прелестной, поэтически настроенной девушки. В литературе нигде не объясняется происхождение образа Ункрады, эта работа больше известна как самостоятельное произведение. Лишь в одной биографической книге о Рерихе в связи с неосуществленной в театре Комиссаржевской постановкой говорится об Ункраде как о «жестокой, сладострастной» царевне. Это описание не соответствует ни характеру героини, созданной писателем, ни персонажу, представленному художником.

В соответствии с содержанием пьесы Рерих создал лирический образ Ункрады. Эскизом костюма, строго говоря, картину назвать нельзя, однако одежда и весь облик изображенной девушки могли бы послужить основой для постановщика. Ункрада – племянница царя Искариотского. Она мечтает о родине своей матери, пленницы, – о далеком севере. Поэтому она изображена среди берез, с охапкой полевых цветов в руках. Рериховская трактовка Ункрады навеяна ее монологом, в котором говорится о белом северном море, белых березках и белых цветах.

Б.А.СМИРНОВ. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Северная гармония тускло-голубого, зеленоватого и серебристого не раз звучит в произведениях тех лет: «Ункрада» (1909), «За морями — земли великие», «Человечьи праотцы» (1911). В «Ункраде» — типичный пейзаж Финляндии с волнистыми синеющими далями, с островками на озерах, с холмами и молодыми березками, с золотистым ковром лютиков.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении / Издание Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха. Одесса: Астропринт. 2009г.

Для постановки драматическим театром В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург) пьесы А. М, Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» Н. К. Рерих написал серию эскизов, в том числе и «Ункраду» (1909). Сергей Эрнст в монографии «Н. К. Рерих» (1918) так откликнулся на эскиз «Ункрада»: «Ветряное весеннее утро покоится на пологих холмах над синим озером, распустились белоствольные березы, расцвели желтые скромные лютики... Тоскующая девушка бродит по нежно йтраве и словно слышится её жалоба: "А ты вей, ветер, вей, понеси от меня весть моей родине, обоими ее своими крыльями, прижмись грудью к груди. Помоги, пособи мне"... Это — "Ункрада" 1909 г.» (41, с. 89). О своих же эскизах Н. К. Рерих писал: «В театральных работах так же, как и в монументальных стенописях, для меня было всегда нечто особо увлекательное» (25, с. 129).

Е. Г. Сойни, исследовательница творческого периода Н. К. Рериха, связанного с путешествиями и проживанием художника в Финляндии, в книге «Северный лик Николая Рериха», пишет об «Ункраде» и женских образах в его произведениях: «Женские образы в живописи раннего Рериха достаточно редки. Из северных полотен, кроме "Песни о викинге" и театральных эскизов, можно назвать "Ункраду" (1909), "Дочь Викинга" (1910), "У рубежа" (1915) (эскиз и картина), "Сон охотника" (1916). Женские образы, созданные художником, всегда возвышенны, одухотворены, красивы» (38, с. 43). В передаче образа девушки в театральном эскизе Рериха «Ункрада» Е. Г. Сойни видит связь с «религиозной символикой»: «Лицо, напоминающее лик Богоматери, тонкость линий, утверждение красоты связывают эту картину с живописью М. Нестерова» (38, с. 44).

41. Эрнст С. Н. К. Рерих. — Петроград: Издание Общины Св. Евгении, 1918. — 128 с. : ил.

25. Рерих Николай. Софийский собор // Рерих Николай. Листы дневника. — М.: Международный Центр Рерихов, 2000. —Т. 2. — С. 58-62.

38. Сойни Елена. Северный лик Николая Рери¬ха. — Самара : Агни, 2001. — 232 с. : ил.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика