Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Огни победы. # 18 [Огни победы (Дозорные огни на гобийских башнях)]
1940

Н.К.Рерих. Огни победы. # 18 [Огни победы (Дозорные огни на гобийских башнях)]. 1940

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=911&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Огни победы. # 18 [Огни победы (Дозорные огни на гобийских башнях)]
Год 1940
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Холст, темпера. 61 х 122 см.
Источник Гос. Русский музей. Генеральный каталог муз. собрания. Живопись. Т. 12. Первая пол. XX века. (Н-Р). СПб: Palace Editions, 2013. Атр.: Каталог живописи и графики Н.К.Рериха Сост. В.Бендюрин
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-7086.
К датировке: "...Кончил "Огни победы..." [Листы Дневника-30.12.41]
Сюжет похож на "Цветы Тимура (Огни победы)" (1933 г.)

Описание картины

Цветы Тимура (Огни победы) (1931 г.)

Отец и сын Рерихи воплощали в своем творчестве идеи синтеза всех знаний востоковедения. Они сумели поднять значение этой области знания до уровня общечеловеческих ценностей. Именно в результате изучения восточных стран и их культур они пришли к фундаментальному выводу об определяющем значении культуры в судьбах современного человечества.

Идея знаменитого знака знамени Мира или Знамени культуры пришла Н. К. Рериху в 20-х годах XX века во время знаменитой Центральноазиатской экспедиции, в результате которой Рерихи за четыре года "посетили всю цепь буддийских стран", начиная с Индиии и кончая Монголией и Тибетом.

Н. К. Рерих был прекрасным знатоком Монголии и крупнейшим монголоведом. Юрий Николаевич Рерих часто говорил о том, что Николай Константинович не только любил эту страну, но и хорошо знал ее историю и культуру. Действительно, трудно представить, как без глубокого знания страны и ее народа можно создать столько прекрасных полотен, изображающих глубинное начало духовной культуры и исторического прошлого монголов, почти забытых в то время во внешнем мире.

Н. К. Рерихом создано довольно много картин на тему Монголии: «Великий Всадник, или Владыка Шамбалы Ригден-Дагба Джапо» (1927), «Держатель Чаши» (1927), «Ждущий» (1927), "Богдо-Ула, вход в Ургу" (1927), «Монгольский цам» (1928), «Караван» (1931) из серии «Чингисхан», «Юрты» (1931) из той же серии, «Мать Чингисхана» (1933), «Черные Гоби» (1928-1930), «Голос Монголии» (1937), «Священные камни» и другие.

И высятся на картине «Цветы Тимура» пламенеющие в сумерках сторожевые башни пустыни Гоби. «И во всех частях света на высотах горят дружеские огни. Около них доброжелательный путник всегда найдет себе место. И, правда, спешат эти путники. Ведь кроме печатного и почтового слова, есть всякие сообщения без проводов. Быстрее ветра. В едином вздохе переносящие по миру и радость, и скорбь, и помощь», - писал Николай Константинович в путешествии.

«Много рассказов о необычайной скорости передачи сведений в самых удаленных местностях Азии… Какая поэзия заключена в этих ночных таинственных звуках, передающих неведомо откуда спешные вести! Так же, как «цветы Тамерлана», сторожевые башни условными огнями быстрейше доносили нужнейшие оповещения.

Сердце звучит на все необычное и крепко врезает эти многоценные печати в сознание. Когда же мы видим далекого путника на безбрежной снежной равнине, нам думается, что не случайно и не бесцельно совершает он трудный путь. Наверно, он несет важную новость; и ждут его те, кто поймет знамение будущего» (Н. К. Рерих).

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Огни победы (1931 г.)

Картина из Гималайской серии. На переднем плане старинная башня, напоминающая чашу с пламенем. В голубой дали видны огни и на других башнях. У подножия - Тимур со своим конем. Во времена Тимура эти сторожевые башни назывались "Цветы Тамерлана". И условными огнями быстро доносили нужнейшие оповещения. Среди огромных, труднодоступных горных массивов нескоро доходят сообщения. Для передачи наиболее срочных и важных известий на башнях самых высоких вершин зажигались огни и по этим знакам жители отдаленных селений могли очень быстро узнать о победе.

Кроме того, "Огни Победы" могут символизировать победу огней духа над плотью, над его смертными оболочками. В Учении сказано: "Если всё плохо вовне, но сердце пылает - это победа. Дело не в том, что происходит вовне, а в том, каково состояние внутренних огней. Светильники духа зажженными надо держать, несмотря ни на что. Иного решения нет. Герои и подвижники духом торжествовали всегда над внешним, их в этом победа и в этом геройство и подвиг. Но духом поникший и сломленный жизнью уже не герой, уже не подвижник, и подвиг неведом ему. От всего и от всех уберечь огни духа и не дать им угаснуть - будет геройством. В одури благополучия, в холоде и голоде могут угаснуть они, но всё же в нужде и лишениях легче огонь пронести, чем в достатке обильном. Отсюда задача превыше всех прочих - огням не позволить угаснуть. И если потеряно всё, но сердце пылает - победа, но если потухло оно - конец, разложенье и смерть."

Человечество зашло в тупик. Огни - символ связи с Высшим. Эти оазисы огней духа - маяки спасения на планете. Картина предупреждает о том, что новые огни идут на Землю и нужно их встретить всеми возжженными огнями своего сердца, своего духа.

"Истинно говорю - Агни Йог должен получить достойное место на земле и выше, ибо он окружился самой тонкой стихией. И когда малодушие ужасается, он облачается в огненную броню, страха нет в нем.

Помните об огненном крещении, о кресте огненном, о всех пылающих чашах, которые уже давно показал вам, как символ грядущей Йоги. Символ Огня прошел все Учения для приложения к жизни. Так явление Огня приблизилось, и вода заменилась огнем." (Эпоха Рыб - на Эпоху Водолея)(Агни Йога, 182)

"Разве огонь дыхания будет зажжен бездействием? Указывая на необходимость совместных с Нами действий, мы вовлекаем вас в спираль особого нагнетения. Истинно, в этой спирали лишь можно восходить, ее нужно беречь, как двигателя самой драгоценной энергии.

Огонь, огонь, сойди на тех, кто из пространства добывает струи твои! Мои, идёмте с Нами через волны Огня, пусть он не опалит вас и служит благу! (Агни Йога, 429)

Урикова Н.В.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...Как на картине «Огни победы» (1940), в ночной темноте, мощное пламя горит на сторожевых башнях, предупреждая народ о приближении врага, — так Рерих в статьях и письмах вновь и вновь призывает сотрудников стоять на дозоре в жизненных битвах, чтобы никакая опасность не застала их врасплох.

...«Будьте на самом зорком дозоре и прилагайте ко всему, начиная от частной жизни до общественных проявлений, величайшую осмотрительность».

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Так, в картине "Огни победы" (1940) Рерих цитирует замечательный памятник - рельеф из погребения императора Тайцзуна в Сиани 637 года, где изображен воин, вынимающий стрелу из раненого коня. Словно оживший, исторически убедительный образ предстал рельеф на полотне художника.

Ю. ОСМОЛОВСКИЙ. Великий русский друг Индии. Журнал «Юность» (Москва).1965. Март. № 3. С. 80.

...Красочен и романтически приподнят пейзаж «Сторожевые огни» (1940). Ярко пылают в ночи огни на башнях — этих вечных стражах покоя людского. ...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика