Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=991&size=3
В раме: |
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Эпос «Гэсэр» в творчестве Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов занимает особое место. Каждый из них по своему видел его, и, несомненно, что оба находили в нём легендарное прошлое и будущее человечества. Среди прекрасных живописных работ Н.К.Рериха можно назвать: «Гэсэр Хан» (1941); «Дружина Гэсэр Хана» (1930); «Крепость Гэсэр Хана» (1928-30); «Мечь Гэсэр Хана» (1943). Как публицист, Николай Константинович в своих очерках выделял в «Гэсэре», прежде всего, его родственность великим эпопеям человечества, его всемирность, разрушающую временные и культурные барьеры. В очерке «Зигфрид» (1935) он писал: «В сказаниях о Гэсэр Хане можно находить как бы отзвуки Эдды, а временами как бы звучит рог самого Зигфрида. Даже имя жены Гэсэр Хана — Бругума невольно напоминает имя Брунгильды Гэсэ. Наверное, в своё время Чингиз-хан слышал и вдохновлялся подвигами Гэсэра. И многие другие друзья победы — многие Зигфриды почерпали звучность своего рога от подобных же вечных источников». Подвиг и вечный герой, эти два основных стержня мировой культуры, виделись Н.К.Рериху в великом эпосе. Сколько воодушевления можно почувствовать в следующих строках из очерка «А вот и редкое изображение самого Великого Гэсэр Хана. Около водителя собраны знаки его перевоплощений и всё то памятное, что не должно быть забыто в этой великой эпопее. На ступенях трона стоят тибетские сапоги-скороходы, отмеченные в подвигах Гэсэр Хана. Но стоят они близко — это значит, что великий воитель нового мира уже готов к подвигу. Скоро он войдёт». Важнейшие понятия Центральной Азии — Шамбала и эпос «Гэсэр» неслучайно объединялись Н.К.Рерихом в единое целое. Ведь служение Общему Благу и героизм были для него смыслом жизни и главнейшей темой творчества. Юрий Николаевич Рерих в своих научных изысканиях также уделял много внимания эпосу и внёс, несомненно, большой вклад в его изучение. Во время одной из поездок в Восточный Тибет ему удалось разыскать уникальный экземпляр тибетской версии «Гэсэра», обработанный и изданный Р.Стейном. В 1942 г. Юрий Николаевич пишет работу «Сказание о царе Гэсэре из страны Линг», где, обобщая все известные данные, приходит к выводу, что по стилистическим и языковым особенностям этот эпос относится к V—VI векам н.э., а его истоки, возможно, к еще более раннему времени. Живя в Калимпонге, в Восточных Гималаях, с 1949 по 1957 гг., Ю.Н.Рерих написал одну из своих лучших работ — «Амдосское наречие», исследование до сих пор почти неизвестного науке амдосского диалекта с приложением впервые опубликованных и переведённых им фрагментов из «Гэсэра». Образ героя Азии был одинаково близок Рерихам своею древностью и чистотой, народностью и всемирностью. Художнику и мыслителю Н.К.Рериху «Гэсэр» представлялся вечно новой звучной песней, прославляющей подвиг и красоту служения добру. Для ученого Ю.Н.Рериха этот эпос был бесценным живым источником, содержащим в поэтических образах отголоски древних верований и исторических свидетельств Центральной Азии, также полных нестареющей красоты и свежей энергии.
|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
«Замок Гэсэр-Хана» - характерное произведение зрелого периода творчества Николая Рериха. В мифологии монгольских народов и жителей Тибета Гэсэр - легендарный герой, сын Неба, небесный всадник и бог войны, мессия, очищающий землю от чудовищ и демонов. Восходит к добуддийской традиции, близок к ряду персонажей буддийского пантеона. Сочетается, что имя героя восходит к ирано-согдийской форме титула «кесарь», Семья Рерихов изучала распространенность образа Гэсэра по всему монгольско-тибетскому региона, в особенности в ходе Центрально-Азиатской экспедиции 1924 - 1928 годов. Семья занималась популяризацией знания регионе. Юрий Рерих, став востоковедом, читал лекции по тибетологии в университетах США. Готовил к публикации дневники экспедиций, По мнению Николая Рериха, Гесэр - герой, новое воплощение которого произойдет в северной Шамбале, Он придет с войском, чтобы восстановить всеобщую справедливость. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Lot 190: Nikolai Konstantinovich Rerikh [Roerich] (1874-1947) Castle of Gessar Khantempera on canvas 29 1/4 x 46 1/2 in. (74.2 x 118.1 cm.) Executed in 1929 Christie's: United Kingdom Auction Date: 2005
https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=4695848 SALE 1651 Russian Paintings and Works of Art New York 24 April 2006
LOT 165 Nikolai Konstantinovich Rerikh [Roerich] (1874-1947) Castle of Gessar Khan Price realised USD 108,000 Estimate USD 70,000 - USD 90,000 tempera on canvas 29¼ x 46½ in. (74.2 x 118.1 cm.) Painted in 1929
Provenance Possibly in the collection of Louis Horch. Acquired from the above by Torkom Saraydarian, The Aquarian Educational Center, California. Thence by descent to The Saraydarian Institute, Texas. Acquired from the above by the present owner.
LITERATURE Exhibition catalogue; The Roerich Museum, 1930, no. 1005. LOT NOTES We are grateful to Gvido Trepsa and The Roerich Museum, New York, for their assistance with the cataloguing of the present lot. |