Археология и этнография, история и филология служили искусству художника Рериха, помогали проникать в «седую старину». Н. К. Рерих долгие годы собирал коллекцию предметов каменного века, устраивал выставки своих коллекций. О Рерихе писали: «Известный художник Н, К. Рерих устраивает в скором времени в Москве интересную выставку из предметов своей богатейшей коллекции орудий каменного века, Н. К. Рерих — первый из русских ученых изучал орудия с художественной точки зрения и даже нашел весьма интересные изображения различных животных, а также очень примитивную орнаментику» (Утро России. (Москва). 1911 25 февраля. № 45) (4, с. 273). Убедительно и достоверно передает художник увлеченных творческим процессом женщин на картине «Задумывают одежду» (1908) «Каменного» цикла, в руках которых — орудия труда каменного века, возможно, из кремня или из рыбьей кости. М. Волошин в статье «Архаизм в русской живописи», когда писал о Рерихе, отмечал, что камень является «символом Рериха», и «он, действительно, художник каменного века» (3, с. 50). «Рерих — являющийся непосредственным продолжателем тех мастеров каменного века, которые кремень умели заострить в лезвие ножа, а на куске кости рыбьей начертить иглой ветвистые рога оленя и косматый профиль мамонта» (3, с. 43).
В очерке «Каменный век» (1944) Н. К, Рерих писал: «Каменный век вообще оставался в пренебрежении. Точно в нем не были заключены глубокие проблемы биологии и психологии» (21, с. 217).
3. Волошин Максимилиан. Архаизм в русской живописи // Аполлон. — 1909. — № 1 Октябрь.— С. 43-53.
4. Выставка Н. К. Рериха // Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918 / сост. О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова. — СПб. : Фирма Коста, 2007. — Вып. 4 : 1910-1912. — С. 273.
21. Рерих Николай. Каменный век // Рерих Николай. Листы дневника. — М. : Международный Центр Рерихов, 2002. — Т. 3. — С. 216-217.