Мстислав Фармаковский
М. Нестеров и Н. Рерих
...Вот этюды Финляндии, но не мёртвые этюды усидчивого импрессиониста, а целый цикл странных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и её прошлого. Среди такой природы, которая живёт и чарует своей загадочностью даже с маленьких этюдов, невольно представляешь людей, совершенно чуждых нам. Один за другим они встают перед нами, обитатели северных дебрей и скалистых холмов, в пёстрых одеждах, с широкими каменными лицами; в их бледных глазах цвета озёрной воды чудятся отблески далёкого неба, в них светится знание тайн природы и безотчётный ужас перед этим знание. ...
Образование. 1908. Август. № 8. С. 39–44.
Дубль-вэ
Три выставки картин
…мы направились в новый «Салон». Любезный устроитель выставки-салона С. К. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия.
Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников.
Художник Н. К. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. ...
Рядом со сказочными мистическими сюжетами художник даёт целую серию превосходных этюдов с натуры, в которых он передал вековой мох на холодных каменных громадах Финляндии ...
Петербургский листок. 1909. 4/17 января. № 3. Воскресенье. С. 3.
Ив. Лазаревский
«Салон». III
Произведения Рериха — центр интереса теперешнего Салона. ...
Много выставил Рерих пейзажных работ. Воздуха и шири вообще много в работах Рериха, в пейзажной их части; тут особенно рельефно сказалось влияние такого мастера, каким является Куинджи, советами и указаниями коего Рерих немало пользовался. Характерно, что Рериха привлекает природа Финляндии; в его этюдах чувствуется, как верно понял и воспринял он типичную красоту севера. «В горах бесконечных, — где-то писал сам художник, — в озёрах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живёт прекрасная северная сказка», — и Рерих проникновенно слушает, что ворожит ему эта сказка, и творит под обаянием её. Из его пейзажных работ в Салоне особенно понравились «Седая Финляндия», «Пунка-Харью», «Туман» и «Walporzheim». ...
Слово. 1909. 15/28 января. № 679. Четверг. С. 6.
Ив. Лазаревский
Письма об искусстве
...Теперь же Рерих знакомит нас с финляндскими пейзажами. В них художник удивительно тонко передал так прочувствованную им типичную красоту северного пейзажа. Не хочется отходить от его этюдов Финляндии; как много настроения в них, какая красивость и как чувствуется в них душа художника, безгранично влюблённого в красоту Севера. ...
Киевская мысль. 1909. 1 февраля. № 32. Воскресенье. С. 3.
Ив. Лазаревский
Из художественной хроники
... В пейзажной части работ Рериха всегда много воздуха и шири. Тут особенно ярко сказывается влияние такого мастера, как А. И. Куинджи, советами и указаниями которого Рерих немало пользовался. Характерно, что Рериха больше всего влечёт холодная и суровая природа Финляндии; в его этюдах чувствуется, как верно понял и воспринял художник типичную красоту Севера. В одной из своих заметок о Финляндии Рерих как-то писал: «В горах бесконечных, в озёрах неожиданных, в порогах каменистых живёт прекрасная северная сказка», — и Рерих внимательно слушает, что ворожит она ему. Много прекрасного выходит из-под его кисти под обаянием этой сказки. Особенно понравились из пейзажей Рериха «Седая Финляндия», «Пунка Харью», «Туман»…
Вестник Европы. 1909. Март. № 3. С. 424–433.