Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=2206&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
...Древний Цейлон — Ланка Рамаяны *. Но где же дворцы и пагоды? Странно. В Коломбо встречает швейцарский консул. Английский полицейский — ирландец. Француз — торговец. Грек с непристойными картинками. Голландцы — чаевики. Итальянец — шофер. Где же, однако, сингалезы *? Неужели все переехали в театры Европы? Будда и Майтрейя * скрыли свои лики в потемках храма Келания около Коломбо. Мощные изображения заперты в каких-то гигантских стеклянных шкафах по темным углам. Хинаяна * гордится своей утонченностью и чистотой философии перед многообразной махаяной * . Обновленная большая ступа * около храма напоминает о древнем основании этого места. Впрочем, и все Коломбо и Цейлон только напоминают по осколкам о древней Ланке, о Ханумане, Раме, Раване * и прочих гигантах. Множество храмов и дворцовых строений могут хранить остатки лучшего времени учения *. Кроме известных развалин сколько неожиданностей погребено под корнями зарослей. То, что осталось поверх почвы, дает представление о былом великолепии места. Всюду скрыты находки. Не надо искать их, они сами кричат о себе. Но работа может дать следствия, если будет произведена в широких размерах. К развалинам, где один дворец имел девятьсот помещений, нельзя подходить без достаточного вооружения. Цейлон — важное место.
*Ланка, Рамаяна — Ланка — древнее название острова Цейлон, ныне Республика Шри Ланка («счастливая Ланка»). Рамаяна (колесница Рамы) — древнеиндийский эпос, в котором повествуется о подвигах легендарного царя и героя Рамы во время его похода на Ланку; Рама чтится как первый объединитель Индии.
*Сингалезы (сингалы) — коренное австралоидное население Цейлона; говоря о них: «Неужели все переехали в театры Европы...», Н. К. Рерих подчеркивает типичную для колониальных стран картину, когда не только низшие государственные должности, но и мелкая торговля нередко захватывались «белыми»; в двадцатых годах на Западе была популярна опера Визе «Искатели жемчуга», в которой фигурировали сингалы.
*Будда, Майтрейя — Будда (буквально — «знающий», «просветленный»), согласно преданию, был сыном царя из рода (или небольшого племени) шакья по имени Сиддхартха Гаутама, жил, согласно традиции, между 624—544 гг. до н. э., в современном востоковедении даты его жизни 563—483 гг. до н. э.; считается основателем буддизма. Многие индийские историки полагают, что первоначальный буддизм был просто философско-этическим учением, лишенным религиозной окраски; это, в частности, и привлекало Н.К. Рериха к личности и учению Будды. Но буддизм как мировая религия создавался на протяжении более двух тысяч лет и лишен всякой натурфилософской основы. Майтрейя — в буддизме будущий будда, который должен явиться миру, когда окончится текущий цикл развития мира. *Хинаяна — буквально «малая колесница» — одна из двух основных разновидностей буддизма, преследующая индивидуальное «избавление» от бесконечной цепи перерождений человека, доступное немногим. Поэтому хинаяну называют еще «узкий путь». *Махаяна — «великая колесница», или «широкий путь»,— второе из двух основных, более позднее течение буддизма; предполагает возможность спасения для всех, а далеко продвинувшимся на пути «спасения» вменяет в обязанность помогать другим (отсюда — институт лам). Махаяна возникла в конце 1-го тысячелетия до н. э.— начале н. э. в Северной Индии и широко распространилась на всю Среднюю и Центральную Азию, Китай, Монголию, Корею и Японию. *Ступа (санскрит, «навершие») — буддийский погребальный (а также реликварный, мемориальный или символический) памятник, имеющий в разных странах различную форму. *Хануман — персонаж Рамаяны, военачальник войска обезьян, верный союзник и слуга Рамы. Широко почитается в Индии как идеал деятельности, предприимчивости и скромности. *Равана — в индийской мифологии — персонаж Рамаяны, владыка демонов на Ланке, угрожавший покорить все «три мира» (земной, промежуточный и небесный), был побежден и убит Рамой. Миф и эпос отражают события, связанные с борьбой коренных жителей Индостана и Ланки с пришлыми арийскими племенами. «...Лучшего времени учения» — то есть времени расцвета буддизма на Цейлоне в конце 1-го тысячелетия до н. э.— начале 1-го тысячелетия н. э. |
||||||||||||
|
||||||||||||
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2009/russian-art-n08538/lot.48.html RUSSIAN ART 22 APRIL 2009 | 10:00 AM EDT NEW YORK 48 PROPERTY FROM A PRIVATE COLLECTION, NEW MEXICO Estimate 18,000 — 25,000 USD LOT SOLD. 22,500 USD Nicholas Roerich 1874-1947 RUSSIAN STUDY FOR ASHRAM. CEYLON, 1930 signed with artist's monogram (lower left); inscribed #16 (on the reverse) mixed media on paper laid down on board 10 1/4 by 8 in. 26 by 20.5 cm PROVENANCE Collection of Louis and Nettie Horch, New York (acquired directly from the artist) Acquired directly from the above by the present owner in 1977 EXHIBITED New York, Nicholas Roerich Museum (permanent collection), 1931-1935 Ashram. Ceylon from the series Ashram was completed in 1931 and is in the collection of the State Tretyakov Gallery in Moscow. |