|
Название |
Триумф Евы |
Год |
1969 |
Серия |
Библейская серия |
Где находится |
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва |
Материалы, размеры |
Холст, темпера. 111,3 x 242,8 см. |
Источник |
Сайты ГМИНВ, roerich-heritage.ru и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/ |
Примечание |
Инв. 9570 II, 44131 КП
Из книги "Росова В.А. Лики Христа. Библейская живопись Святослава Рериха.: «Триумф Евы» и логически, и художественно дополняет картина «Ближе к тебе, мать-земля» (1968). Святослав Рерих видел в ней развитие темы. Участвуя в подготовке своих выставок, он следил за тем, чтобы эти две работы были всегда рядом." См. "Ближе к тебе, мать-земля"
Загружено 2 изображения из разных источников. |
|
|
В ином аспекте трактует Святослав Рерих кризис современной цивилизации в картинах «Ближе к тебе, мать-земля» и «Триумф Евы». На первый взгляд разные по сюжету и привлечённым аксессуарам, эти произведения развивают одну и ту же тему, логически дополняя друг друга. При подготовке выставок художник обычно следил за тем, чтобы в экспозиции они соседствовали.
(…) Сопоставляя картины «Ближе к тебе, мать-земля» и «Триумф Евы», написанные художником в одном и том же 1968 году, мы видим в них развитие одной темы, темы духовного кризиса той паразитической прослойки человеческого общества, которая забыла о значении труда, об ответственности перед великим даром жизни. Эти люди венчают «царя природы» - человека – короной гедонизма и утилитаризма. В картине «Триумф Евы» Святослав Рерих тонко иронизирует над иллюзорными, но отнюдь не «безвинными» триумфами подобного рода, над тем внедрившимся «стандартом жизни», который губит саму жизнь.
|
|
«Триумф Евы» - сложнейшее по композиции и цветовой гамме произведение. В центре полотна – современная, рафинированная Ева. «Запретный плод» привлёк её вкусом наслаждения плоти. Она ощутила уже и себя саму источником такого наслаждения и предвкушает свой триумф, своё победное шествие по всему миру. А что же мир? – «Змий искуситель» жмурится от удовольствия. Распустились цветы, цветущие лишь в ночную пору. Сова, свидетель ночных происшествий, распахнула свои круглые глаза. Вдали, на песчаном берегу моря, страус зарыл голову в песок. А обезьяна на первом плане картины закрыла свои глаза ладонями. Эта обезьяна из скульптурной группы трёх обезьян, которую Мохандас Ганди держал на своём рабочем столе. Одна из них закрывает лапами уши, чтобы не слышать ничего плохого, вторая – рот, чтобы не говорить ничего плохого, а третья, попавшая на картину Святослава Рериха, - глаза, чтобы не видеть ничего плохого. Но как же ведёт себя в этой запутанной ситуации Адам? (…) Адам отшатывается от своей суженой «половины». В ней лишь неприкрытая жажда наслаждений и…никаких тайн. Всё до предела просто и обнажено.
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.209
|
|
<..>
Картина «Триумф Евы» возвращает
человека к ветхозаветным временам. Она
густо насыщена символикой. В центре полотна – современная рафинированная Ева.
Повторяется старая библейская история о
яблоке и змии, который искушает деву. Ева
победно держит в руке красное яблоко –
символ страсти, раскованной человеческой
плоти. Это её триумф! Рядом на страже сидит глазастая сова, которую древние считали хищной покровительницей ночи. Обезьяна же закрыла глаза, чтобы не подпасть
под злые чары. Она напоминает о восточной композиции из трёх обезьян: «Ничего
не вижу, ничего не слышу, ничего никому
не скажу». Одна закрыла руками глаза,
другая уши и третья рот. Зло заразительно
и входит в человека через открытые двери
чувств. Именно поэтому суженый Адам
в испуге смотрит на свою возлюбленную и
вот-вот ринется от неё прочь. Такова драма
современного мира.
«Триумф Евы» и логически, и художественно дополняет картина «Ближе к тебе,
мать-земля» (1968). Святослав Рерих видел в ней развитие темы. Участвуя в подготовке
своих выставок, он следил за тем, чтобы
эти две работы были всегда рядом. Художник развивает тему кризиса современной
цивилизации, который состоит в потере
религиозных основ жизни. Полотно чётко
разделено на части. Противопоставлены
два мира. На одной стороне труженики,
женщина и ребёнок, оба несут фруктовые
плоды, их щедро даёт земля. На другой стороне – группа праздно разгуливающих хиппи (в конце 1960-х европейцы наводнили
Индию). Это современные «апостолы». Одиннадцать молодых людей, и среди них – ложный Христос. Он единственный лицом в фас
и держит в руке цветок. Сорванный цветок
тоже символ. Человек, бездумно наслаждаясь жизнью, губит саму жизнь. Вот комментарий к картине самого Рериха:
«Всё это я видел своими глазами у нас
в Гималаях. Туда приезжают многие хиппи. Их привлекает растущая на склонах марихуана, к которой местные жители совершенно равнодушны. Почти все хиппи – наркоманы. Среди них есть много несогласных
с существующим стандартом жизни, много
искренне ищущих чего-то нового. Однако
пренебрежение подлинными духовными
ценностями и безответственность перед
обществом толкает всех этих хиппи на
скользкий и обольстительный путь поисков лёгких решений и мгновенных “чудес”.
Они не хотят знать, что истинные чудеса на
нашей земле достигаются в неутомимом и
радостном творческом труде» (Стенограмма, 1974)
<..> |