Памятники древности
Известный художник и археолог Н. К. Рерих на днях отправляется в Углич, Звенигород, Калязин и Торжок с целью воспроизведения памятников русской старины. Написанные им картины будут служить продолжением начатой художником в прошлом году серии картин, изображающих быт древней Руси.
Санкт-Петербургские ведомости. 1904. 20 мая / 2 июня. № 135. Четверг. С. 4.
Так же: Русь. 1904. 20 мая / 2 июня. № 156. Четверг. С. 3.
Восстановление древних фресок
На днях вернулся художник-археолог Н. К. Рерих, осматривавший работы по реставрации старинных фресок в Калязинском монастыре на Волге (Тверской губ.). По своему значению фрески эти не уступают хорошим образцам древней живописи Ярославля. По настоящее время уже исполнена часть работ, причём они ведутся с большой осторожностью, с целью сохранения рисунка в полной его неприкосновенности, что, судя по началу работ, которые продолжатся ещё много времени, — вполне достижимо.
Биржевые Ведомости. 1904. 8/21 сентября. Утренний выпуск. № 460. Среда. С. 4.
Петербургский обозреватель
Эскизы и кроки
У нас в последнее время стали заботиться о старине, и то [и] дело слышишь о том, что отпущена такая-то сумма для приведения такой-то древности в благообразный вид. Это, конечно, очень похвально, но есть всё-таки на Руси уголки, где замечается лёгкое пренебрежение к имеющимся в них памятникам старины.
Так, по словам художника Н. К. Рериха, объездившего этим летом много древнерусских городов, в одном городе (кажется, в Калязине) он усмотрел на колокольне… двух козлов.
Быть может, они тоже с археологической целью сюда забрались?
Петербургская газета. 1904. 10 сентября. № 250. Пятница. С. 4.
Императорское С.-Петербургское
Общество архитекторов
Заседание 2-го ноября
Председатель И. С. Китнер.
Сообщение Н. К. Рериха «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства» (по приблизительной стенограмме).
...Нынешнем летом мне пришлось видеть ещё несколько обломков прошлого; я был на тихом верхнем плёсе Волги в Калязине, Угличе и некоторых монастырях. Светлым впечатлением было пребывание в Калязине: там смывают новейшую плохую стенопись и бережно восстанавливают старинные фрески; фрески очень хорошие, в подбор лучшим образцам Ярославля. Я думал, что реставраторы и остановятся на смывке и бережно сохранят всё вновь открытое, но меня испугали: мастера говорили, что нужно исправить некоторые пятнышки. Это страшно — уже многие вещи этими пятнышками запятнаны навсегда. Нашим мастерам не под силу проникнуть в сущность старого украшения. ...
Искусство. 1905. Апрель. № 4. С. 48–54.