|
|
|
Мстислав Фармаковский
М. Нестеров и Н. Рерих
...То мы видим у него огненного Змея Горыныча, который яростно бросается на воина, а хвостом обхватывает плачущую Забаву Путятишну с золотыми волосами; этот змей залетел с Востока. ...
Образование. 1908. Август. № 8. С. 39–44.
Ив. Лазаревский
Из художественной хроники
...Удивительно характерна для творчества Рериха «Змеёвна»...
Вестник Европы. 1909. Март. № 3. С. 424–433. |
|
Другая сторона русской души, сторона, противоположная устре¬мленной в Горние Страны, также получает в эти годы воплощение в творении Рериха: в 1905 году написаны «Колдуны» и «Заклятие водное», а в следующем «Змиевна» — картины, полные жутких чар, шелестинного тихого ужаса... Словно вечно стоят колдуны, в застывших позах, среди полей бескрайних, увенчанных холодными, широкими облаками, и никогда не опустятся волны, злобно вспененные заклятием, и всегда будет томиться золотокудрая девушка в кольцах огненного змия... Пленяет в этих полотнах та чуткость, та вкрадчивость, с которой художник сумел подойти к запретному миру (эту черту часто можно встретить в работах Рериха, великого угадчика и провидца), и выведать тайны и даже дать им некое оправдание, то оправдание, что полнит строки поэта:
И земляное злое ведовство
Прозрачно было так, что я покорно
Без слез, без злобы — приняла его,
Как в осень пашня — вызревшие зерна.
|
|
...То, что образы картин «пророческой серии» подразумевают библейскую легенду, подтверждает ещё одна картина 1906 года — «Змиевна». Это иллюстрация сюжета из «Голубиной книги» о Егории, Царевне и Змие.
Бессердечный и бесчинный царь рахлинский решает отдать свою дочь, обратившуюся в христианство, в жертву змию. Её спасает Егорий Храбрый, посланный Богом. В обмен на жизнь и спокойствие царства Рахлинского царевна Олексафия требует от отца принять христианскую веру и построить три соборные церкви — во имя Божьей Матери, Живоначальной Троицы и «Егорья Храброго» (св. Георгия). Полным обращением царя рахлинского кончается предание. На своей картине Рерих изобразил самый драматический момент: в зловещем сумеречном свете змий обвивает кольцом замершую царевну, но небесный посланец уже занёс над тёмной силой свой меч.
Источник: http://voshod.sibro.ru/ |
|
Церковь изображала Георгия Победоносца - Св. Михаила НА ЗЕМЛЕ, изъяв намек на апокалиптическую женщину. Нет ее и в изображениях Небесного Архистратига Михаила. Нет ее и в другой картине Р[ериха] «Нагарджуна победитель змея», а вот в картине «Змиевна» дано полное раскрытие символа в фигуре обнаженной женщины, этой «Разоблаченной Изиде» сказки. Конечно, смысл очень прост: сверхчеловек, БОГАТЫРЬ, победивший дракона СТРАСТИ, издавна запечатленного в Восьмом знаке Зодиака - «Скорпионе» (в действительности змее или драконе) освобождает путь к браку, к соединению своего МАНАСА с высшим полюсом Женского Начала Атма-Буддхи. Он навсегда соединяется с Извечной Мудростью с Софией гностиков и становится обладателем высочайшей оккультной Мудрости - Мудрости Венца Космической Иерархии. Акаша, Царица Мира, Алайя, Unima Mundi, Сладкозвучная Вак, представление о которой неразрывно связано со звуком.
Нет зла есть только несовершенство. Богатыри духа, желающие стать рыцарями Царственной принцессы, должны победить (и не на одном турнире) несовершенство ЧЕТВЕРТОГО принципа - страшную силу подземного огня нашей планеты, чтобы получить руку Принцессы, Дочери Матери Вселенной, должны трансмутировать страсть, высшим полюсом которой является извечная Мудрость. Трансмутация несовершенства, «победа над злом» или материей половой энергии вознаграждается браком с Принцессой, дакиней Мудрости, и сверхчеловек становится всадником, управляющим конем своим ЧЕТВЕРТЫМ ЖИВОТНЫМ принципом. Тогда силы Земли и Неба служат ему, и мощно вооруженный ими он посылается на подвиг Главою женского Начала или Ее заместительницей. Теперь он БОГАТЫРЬ, и ему есть чем постоять за честь своей дамы, в борьбе с извечным злом несовершенства. Воистину, ему служит и подземный и пространственный огонь. Он сам становится Золотым (или огненным) Драконом Мудрости.
(Конечно, все сказанное о стихийной силе размножения может быть отнесено к борьбе со всеми стихийными силами, слепыми силами, вообще, и черный плащ Богатыря может быть отнесен к Тьме - откуда приходит Свет, Непобедимой Силе Непознаваемого.)
Н. Уранов. Огненный подвиг. Таймы Любви Начал. 26
|
|
...А бездеятельность, пассивность, инерция? Это зло.
...В картине «Змиевна» — выражение недвижной, застывшей злобы, ненависти, заточенной в зеленую, как мертвую, женскую фигуру от страшного огненного отца — Змия. |
|
Змеевна (1906 г.)
Картина написана в таинственно мерцающих золотисто-огненных тонах. Новые космические энергии Эпохи Водолея - огненные энергии, проявляют истинные облики всего сущего. У изображенной красавицы-девушки, оказывается, двуликая сущность.
Сюжет картины взят из сказок о борьбе добра со злом. Зло олицетворяет образ змея. Показана борьба светлого дракона с темным. Это борьба за Истину, за Новый Мир. А Истина - в единстве двух противоположностей. И когда победа Света станет явной, она высветит, пронзит истинное лицо Змеевны. Оно старческое, серо-черно-коричневое, отражающее ее внутреннее содержание. Хотя внешне девушка очень красива - у нее длинные волосы, на голове корона. Но ничто внешнее не сокроет начавшееся внутреннее разложение. Сквозь внешнее покрывало проступила порочность и отблеск смерти Змеевны.
|
|
...Фантастикой древних сказаний проникнута картина «Змиевна» (1906 г.). В смертельной схватке сошлись богатырь и диковинный крылатый змий. Охраняемая чудищем, неподвижно стоит его дочь «Змиевна», окутанная прядями огненных волос. В картине выступают таинственные силы не обжитой ещё земли, враждебные людям. ... |
|
...На картине Николая Рериха «Змиевна» (1906) рыцарь в смертельной схватке с крылатым змием спасает прекрасную деву-царевну от его власти.
Источник : http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5728 |