|
|
|
Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намоленные светляки женской души. Глядя на эти приношения духа, можно было даже забыть толстых браминов Золотого храма. Вспоминалось иное. Вспоминались Йоги, посылающие в пространство свои мысли, созидая тем грядущую эволюцию.
Н.Рерих. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи. (1923 - 1924)
Вспомнили индусскую женщину на Ганге и ее светочи во спасение семьи и сопоставили с венками на реке под Троицын день - обычаем, милым всем славянским арийцам.
Н.Рерих. Шамбала. Великая Матерь
|
|
Одна из последних картин Рериха, своеобразная и поэтическая, — «Огни на Ганге» (1947). Звездной южной ночью, под зеленоватым небосводом, девушка склонилась у берега Ганга и благоговейно, словно благословляя, пускает в реку огоньки в ореховых скорлупках. Три уже плывут. Вдали, как свет маяка, горит серебряное пламя. Кому посылает девушка эти дары сердца: любимому, своим родным, неизвестным друзьям? Кто знает? Не случайно этот романтический обычай запомнился Рериху при первом соприкосновении с индийским народом, в 1924 году.
«...На берегу Ганга... Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же послала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намеленные светляки женской души».
Мотив этого обычая индийского народа встречается и в стихах Рабиндраната Тагора:
«Над пустынной рекой, среди высоких трав я сказал ей: "Девушка, куда идешь, прикрыв свой светильник одеждой? Дом мой одинок и темен. Дай мне света!" Она на мгновение подняла свои темные глаза и сквозь сумрак взглянула мне в лицо. — "Я пришла к реке,—ответила она, — чтобы пустить светильник по течению, когда дневной свет угаснет". Одиноко стоял я среди высоких трав и смотрел на робкий огонек ее светильника, бесцельно уносимого течением».
|
|
Живой огонь перед Живым Огнем
Возносит сердце в памятные даты.
Туда, как птицы, в свой далекий Дом,
Летят стремленья, огненно крылаты.
Преодолев все дали и преграды,
Предстанет малый огонек лампады,
Сердечный дар, перед Отцом Огнем.
|
|
Сцены из караванной жизни, кочевые станы, народные празднества, пейзажи с изображением местных жителей и их обычаев - все это притягивало внимание художника и появлялось на его полотнах и в литературных произведениях. Так, например, в очерке 1923 года Рерих описывал сходное с русскими народными обычаями гадание. Женщины пускают вниз по течению Ганга плошки с огоньками и загадывают свою судьбу. Через два десятилетия этот сюжет оживает в поэтичнейшей картине "Огни на Ганге" (1945), очаровывающей зрителя голубовато-зелеными тонами, пластичностью рисунка. |
|
Огни на Ганге (1945 г.)
Еще в 1925 г. Рерих описывал сходные с русскими народными обычаями гадания в Индии. Женщины пускают вниз по течению Ганга плошки с огоньками и загадывают свою судьбу. Через два десятилетия этот сюжет воплотился в поэтической картине "Огни на Ганге". Зрителя очаровывают голубовато-зеленые тона, пластичность рисунка. В путевом дневнике художник писал: "Женщина, быстро отсчитывая ритм, совершала на берегу реки утреннюю пранаяму. Вечером, может быть, она же посылала по течению священной реки вереницу светочей, молясь за благо своих детей. И долго бродили по темной водной поверхности намоленные светляки женской души... Вспоминались йоги, посылающие в пространство свои мысли, созидая тем грядущую эволюцию. Не обычные брамины, но действенные отшельники, приближающие нашу мысль к энергии, которая будет открыта учеными в самом ближайшем будущем."
"К черным озерам сходятся ночью индийские женщины со свечами и звонят в тонкие колокольчики. Вызывают из воды священных черепах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи вставляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу, гадают." (Н.К.Рерих. Индийский путь). Этот сюжет также близок к изображенным на картине огонькам, тёмной воде и женщине. На полотне показано как бы пересвечивание далеких ночных созвездий и лампадных огоньков, плывущих по водам Ганга, которые почитаются священными: "Поразительно, насколько не заражается бесчисленное множество людей, столпившихся в водах священной реки у Бенареса. Но к психическому охранению, к вере природа присоединяет еще ценнейший фактор. В воде Ганга только найдены особые бактерии, уничтожающие прочие очаги заразы. Старое знание и здесь являет свою прочную основу",- писал художник в дневнике.
|