|
Название |
Песнь утра (декоративное панно) |
Год |
1920 |
Серия |
Сюита "Сны мудрости" (составлена в 1920 г.) |
Где находится |
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк |
Материалы, размеры |
Холст, темпера. 235.2 x 122 см. |
Источник |
Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org |
Примечание |
1.0024 |
Происхождение |
http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue Подписи, надписи, пометки: Монограмма по левому краю Провенанс Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1968) Сюита «Сны мудрости» писалась художником летом 1920 года, как раз тогда, когда Рабиндранат Тагор пожаловал в гости к Рерихам. На произведение «Песнь утра» Николая Рериха вдохновила очень выразительная миниатюра «Наика (героиня) и олень» мелодического жанра тоди-рагини, передающего языком живописных образов томление по Возлюбленному, что символизирует в высшем аспекте устремление души к Богу. Все живое поет свою песнь – горный поток и месяц, «звучат струны дальних миров» и «неведомый певец» «наполняет сердце надеждой». «Незнакомый человек поселился около нашего сада. Каждое утро он играет на гуслях и поет свою песнь. Мы думаем иногда, что он повторяет песню, но песнь незнакомца всегда нова...» (Н.К. Рерих. Замечаю) Обычно тоди-рагини исполняется в ночные часы, но, видимо, Николаю Рериху была важна лишь сама идея, и мы не видим у героини печального взгляда (как на миниатюре), наоборот, в ее взоре светится радость и нежность, она словно играет с оленем, а не делится грустью. Художник пишет героиню в ярком красном платье, более высокой ростом, а также делает более изящным изгиб ее тела по направлению к оленю. На карнизе дома сидит павлин – частый герой индийских миниатюр. Вдали, как на миниатюре, плывут дождевые облака, предвещающие муссон. Однако часть из них подсвечена лучами встающего солнца, они более рельефны и, в отличие от миниатюры, не выглядят угрожающими немедленным и сильным дождем. Вместо пожухлых полей, изображенных на миниатюре, мы видим на дальнем плане пейзаж, напоминающий Карелию, – холодного цвета серо-голубое озеро, словно отражающее незанятый тучами кусок неба, и богатые растительностью сине-зеленые холмы. «Каждое утро ликуем мы солнцу. И повторяет свои дуновения ветер весенний...» (Н.К. Рерих. Повторяешь)
|
|
|
В Лондоне Рерих создаёт два панно: «Песнь водопада» и «Песнь утра» (оба - 1920) - своего рода пленительные видения Индии, образы которой он давно лелеял в душе. |
|
Песнь утра.
Посмотри - наступает восход!
На Востоке полоска зари. Посмотри!
Слышишь ли - возвещает Приход звон серебряный тихо вдали.
Слышишь ли? Пробудись!
Первый луч не проспи. Все лампады для встречи зажглись.
Пробудись!
Поднимись! Новый день наступил.
К Солнцу ввысь как стрела устремись.
Поднимись! Вознесись!
Н.Спирина
|
|
В Лондоне состоялось и личное знакомство Рериха с Тагором, с которым у него сразу же завязалась дружба и переписка. Здесь он пишет совершенно новые по художественной технике и выразительности монументальные панно " Песнь потока" и "Песнь утра", в которых с предельной ясностью проявляется осмысление изобразительного языка настенной живописи Аджанты и традиционной миниатюры Индии. Так, в "Песне утра" художник прямо воспроизвёл классическую композицию тоди-рагини(образная запись утренней мелодии тоди). В героинях этих полотен сливаются образы Девассари Абунту и Лакшми. |
|
В 1920 году в Лондоне Рерих создаёт сюиту (серию) картин «Сны мудрости» (или «Сны Востока»). В ней он вновь обращается к индийским сюжетам... прообразом второй части диптиха, картины «Песнь утра», послужила... могольская миниатюра. В Ворчестерском музее искусств (штат Массачусетс, США) хранится миниатюра XVII века «Девушка с оленем». Она выполнена в традиции раджпутской школы (княжество Гулер) и, видимо, была известна Рериху по репродукции. Сходство этой миниатюры с картиной «Песнь утра» заметно во всём - в общей композиции, фигурах девушки и оленя (точнее, винторогой антилопы гарна, эндемика Индостана), даже в форме облаков. Надо отметить, что, вообще, этот сюжет - девушка с оленем - один из классических сюжетов индийской миниатюры и «каноническое» живописное воплощение рагини Тоди. Классическая музыка Индии, её раги и рагини, имеют своё давно устоявшееся художественное лицо. Идея ассоциировать музыку с живописью, видимо, уникальна для индийского искусства, а перевод определённого музыкального тона в живописное изображение принято считать одним из высших достижений мастеров индийской миниатюры. Рагини Тоди - девушка, страдающая от безнадёжной любви (или покинутая возлюбленным). Олень, выражающий ей своё восхищение и предлагающий дружбу, - символическое выражение поддержки героини («наики») в её печали. Он самый добрый среди животных, он олицетворяет детскую невинность. Девушка традиционно изображается с утончёнными чертами лица, высоким лбом и миндалевидными глазами, свидетельствующими как о её страсти к возлюбленному, так и о способности к бесконечному ожиданию. Вполне вероятно, что эта связь между музыкой и живописью привлекла внимание Рериха. Ведь не случайно он называл серии своих картин «сюитами».
|