Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Старый король
1910

Н.К.Рерих. Старый король. 1910

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1010&size=3

     
Атрибуты картины

Название Старый король
Год 1910
Примечание открытка. См. эскиз к картине

Н.ВАСИЛЬКОВА Журнал Восход № 6 (158), Июнь, 2007 Николай Рерих и Древняя Русь. Святыни Русской старины. II.

Рерих посетил города не только Древней Руси, но и Балтики. «...В 1903 году мы с Еленой Ивановной объехали более сорока городов и исторических мест, среди которых наша поездка по Латвии навсегда осталась памятной. Кроме самой Риги, Митавы и Виндавы, мы подробно осмотрели Ливонскую Швейцарию... (...) Было написано несколько картин и этюдов, которые сейчас разбрелись по Калифорнии и Канаде. (...) ...И как посланники добрые напоминают о красотах Латвии.

Сергей Эрнст в своей книге жалел о том, что именно эти картины разошлись по миру так далеко. Но нужно ли жалеть об этом? Нам ли судить, где и когда нужны вестники добрые?»3

Картины, написанные в поездке 1903 года: «Старая Рига», «Рига. Интерьер собора», «Митава. Площадь», «Венден. Этюд замка», «Венден. Развалины капеллы», «Средневековый Ревель»5.

«В Ковне и в Кеданах есть чудные старинные домики, — читаем в статье художника ''По старине'', — а в особенности один с фронтоном чистой готики»7. «Теперь дом в частном владении, когда-то церковь. Фасад чистой готики, очень похожий на фасад знаменитого виленского костёла св. Анны. Наполеон говорил, что перенёс бы его на ладони в Париж»8. Этот дом был изображён Рерихом на рисунке «Ковно. Готический фасад дома» (1903).

В Ковно Рерих запечатлел и остатки феодального замка рыцарской эпохи, расположенного в самом центре города, — «Замок крестоносцев на Немане».

В уездном городе Троки художник написал этюды: «Ворота в Тракае» (замок Кейстута), «Этюд Трокского монастыря», в Вильнюсе — «Вильна. Остатки замка Гедимина» и этюд «Старая Вильна»10. Эти картины напоминают о временах самостоятельной Литвы, когда она была близка Руси. «...А дума о ревельских башнях послужила для картины ''Старый Король''»11.

Так за несколько лет художник создал большую живописную архитектурную серию, насчитывающую около 90 полотен. Говоря о ней, русский писатель Сергей Эрнст отметил очень важный момент: «Художественные достоинства этюдов не должны закрывать для нас и большое общественное значение их, ибо они явились одним из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего национального достояния России, защитой её старого искусства, её души, которой грозят... забвения и уничтожения»12.

* Начало см. в №№ 11,12 – 2006, 1, 2, 3, 5 – 2007.

3 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 73.

4 Венден — город в Латвии, на р. Гауя; с 1917 г. — Цесис.

5 Ревель — с 1917 г. Таллинн; столица Эстонии.

6 Ковно — город в Литве; с 1917 г. — Каунас. В 1917 – 1940 гг. — столица Литвы.

7 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. С. 223.

8 Там же. С. 245.

9 Троки (Тракай) — город в Литве, среди Тракайских озёр, основанный в 1341 г. В XIV – XV вв. резиденция великих князей литовских, начиная с Гедимина и его сына Кейстута.

10 Вильна (Вильно) — с 1939 г. Вильнюс, с 1940 г. — столица Литвы.

11 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. С. 76.

12 Цит. по: Держава Рериха. М., 1994. С. 22.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• 1910 год. “Старый король”. Мотивом для создания картины послужили думы о Ревельских башнях [20, с.91].

• “...в ранний, сияющий утренний час вышел добрый старый король на балкон полюбоваться своим маленьким островерхим городком, ещё мирно почивающим под лаской светлого расцветающего дня...” [26, с.30].

20. М.Т.Кузьмина. Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М., “Изобразительное искусство”, 1974г.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

Г.Р.РУДЗИТЕ. Н.К.Рерих и Прибалтика. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Прибалтийская тема часто появляется в картинах Рериха после 1910 года, когда он снова соприкасается с Ригой и Таллином (бывший Ревель), летом живет в Хаапсалу (Гапсаль). Море, усеянное валунами, скалистые островки. Этот пейзаж оживает в картинах «Варяжское море», «За морями земли великие», «Старый король» (все — 1910). В «Старом короле» Рерих изображает характерный силуэт средневекового Таллина с островерхой Олавской кирхой.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении / Издание Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха. Одесса: Астропринт. 2009г.

В этом же очерке Н. К. Рерих упоминает картину «Старый Король», написанную им также в Прибалтике в 1910 году: «Там же оформился "Варяжский Мотив", а дума о ревельских башнях послужила для картины "Старый Король". <...> Таким путем целый ряд впечатлений дала Эстония» (30, с. 73).

30. Рерих Николай. Эстония // Рерих Николай. Листы дневника. — М. : Международный Центр Рерихов, 2000. — Т. 2. — С. 73-76.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

...К другой, полярной Индии, стране обращается мастер в сюите «Викинг», состоящей из «Песни о викинге» (1907), «Песни о викинге (Светлой ночью)» (1909), «Варяжского моря» (1909—1910), уже упомянутого «Боя» (1906) и «Триумфа викинга» (1908). В этих полотнах, словно движимых суровым, северным напевом Балтийских волн, дробящихся о темные прибрежные камни, мастерство Рериха приобретает, в противовес «цветистой мягкости» «Девассари Абунту», черты северной замкнутости и молчания...

...Совсем новые ноты волнуют в пастели 1910 года «Старый король»: в ранний, сияющий утренний час вышел добрый старый король на балкон полюбоваться своим маленьким островерхим городком, еще мирно почивающим под лаской свежего расцветающего дня...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика