Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=1074&size=7
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Гуга-Чохан. Гуга Чохан - имя древнего индийского князя кавказского происхождения. В Раджастане, одной из самых воинственных областей Индии, было широко распространено его скульптурное изображение. Одно из них стояло перед домом художника, в долине Кулу и не раз служило моделью для его картин. Сама скульптура невелика, её высота не превышает 70 см. На картине на фоне великолепного гималайского пейзажа и цветущих деревьев вырисовывается этот памятник легендарному народному герою. Долина Кулу, изображенная на полотне, очень древнее место, овеянное множеством легенд и преданий. Н.К.Рерих писал: "Берега Беаса связаны с Риши Вьясой, собирателем Махабхараты. И с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной реки. Здесь проходили и Будда, и Падма Самбхава, здесь жил Арджуна и другие Пендавы... Сохраняется предание, что зжесь захоронены священные книги во времена тибетского иконоборца Лангдармы. Покровитель долины иногда показывается в виде старца в белом. Гуаг Чохан, старый раджпутский раджа, тоже почитается хранителем долины." Урикова Н.В. |
||||||||||||
|
||||||||||||
... Секретарь Н.К.Рериха В.А.Шибаев вспоминал дом Рерихов в Кулу и сад вокруг, «…достопримечательностью которого был громадный гималайский кедр. Под этим великаном на низеньком постаменте стояла старинная каменная статуя всадника. Её нашли неподалеку в поле и поначалу не придали особого значения. Однако оказалось, что это изображение одного из почитаемых покровителей здешних мест – …раджпурского раджи Гуги-Чохана. (…) Она пользовалась большой популярностью и привлекала паломников даже из дальних окрестностей» [4]. Николай Константинович любил фотографироваться под огромным гималайским кедром – деодаром – рядом с этой скульптурой, полной внутренней экспрессии, и запечатлел её на нескольких пейзажах долины Кулу. Русский художник точно передал облик старинного изваяния. Примерно в X−XI веках древний мастер вытесал из серого камня богатырского коня, украшенного гирляндами, на котором восседает воин. Хотя реальная статуя не велика по размеру – около 70 см в высоту, – она поражает монументальностью и величием, которые подчёркивает Николай Константинович на своих полотнах. На картинах Н.К.Рериха «Гуга Чохан» (1931, 1933, 1937), «Девидар [5] Нарсинга (Нарсингх [6] и Гуга Чохан)» (1932), «Кулута» (1936) образ каменного всадника на фоне заснеженных горных хребтов или цветущих деревьев звучит торжественной нотой, напоминая о героических подвигах далёкого прошлого Индии. Местный жрец долины Кулу-гур – каждое утро украшал каменную статую цветами, возжигал благовония, выражая этим глубокое почитание древнего воителя, причисленного к Божествам. Кто же этот чтимый народный герой? Он, – писал Рерих, – «легендарный покровитель здешней древней страны Кулуты…» [7]. Известны «…целые эпосы подвигов во Благо» [8], сложенные народом и сохранившие до наших дней героические деяния Гуга Чохана ... вернёмся к жизнеописанию Гуга Чохана (Guga Chauhan). Его почитают не только раджпуты-индусы, но и мусульмане. «История сохранила факты, что Гуга Чохан был раджпутским принцем, который в X веке создал государство в северной части Раджастхана, прилегающей к Пенджабу и Харьяне» [40]. Он был одним из первых раджпутских правителей долины Кулу и причислен к местным Божествам – Девата. В Индии скульптурные и живописные изображения Гуга Чохана широко распространены. Почти в каждой деревне в Раджастхане есть святилище или небольшой храм, посвящённый ему. В его честь проводятся красочные праздники, а многочисленные легенды и сказания воспевают его подвиги. Чохан (Чаухан) означает «Четырёхрукий». Древний раджпутский клан Чаухан, по преданию, был создан самим Брахмой из священного огня на горе Абу в Раджастхане. Легенда гласит, что после того, как Парашурама, одно из воплощений Бога Вишну, легендарный брахман-воитель, который никогда не расставался с боевым топором, истребил кшатриев, на земле размножились зло и беспорядки. Вишвамитра, мудрец и наставник Рамы, пригласил Богов на гору Абу воссоздать кшатриев. Боги пришли, развели священный огонь, совершили очистительные обряды и приступили к делу. Индра, Брахма и Рудра сотворили три клана. Четвёртым приступил к акту творения Вишну. Он сделал подобную себе четырёхрукую фигурку, бросил её в огонь. Под пение мантр возник четырёхрукий воин, в каждой из рук он держал какое-нибудь оружие; его назвали Чаухан («Четырёхрукий»). Эти герои были посланы Богами спасти страну от зол и преуспели в этом [41]. Древняя столица раджпутского княжества Марвар [42] была «…знаменита своей крепостью, ныне лежащей в руинах. Но до сих пор у подножия крепости сохранился знаменитый… Храм 300 миллионов индуистских Богов. На территории этого комплекса есть крытая галерея, примыкающая к нижней части скалы… В этом длинном зале стоят в ряд, как войско на марше, некогда раскрашенные скульптурные изображения раджпутских героев, раджей и их верных оруженосцев, высеченные в скале, размерами крупнее, чем в жизни, - на конях, в полном воинском облачении… Каждый раджпут вооружён пикой, мечом, круглым щитом, имеет лук и колчан со стрелами… Это галерея ушедших на небеса, в рай, воинов…
Здесь же изображены Гуга Чаухан, великий раджпутский воин, и сорок семь его сыновей – все они погибли, защищая родину от мусульманских завоевателей [43]. Герои, отдавшие свои жизни в битвах, очень почитаются раджпутами. Из них главный – святой Гуга – Гуга-пир. Хотя «пир» («святой») – это мусульманский эпитет, Гуга был раджпут из клана Чаухан. Поэтому правильно называть его – Гуга-вир, то есть, Гуга-герой [44]. По преданию, Гуга Чохан родился в Раджастхане, в местечке Дадрева около 900 года н.э. Его отцом был раджа Джевар – раджпутский князь из клана Чаухан, а матерью – рани Бачал. Двенадцать лет у них не было детей, и рани Бачал молилась великому йогину Гуру Горакхнатху [45]. Гуру дал рани освящённую пищу «прасад» – плоды растения «гугал» и предсказал, что у неё родится сын по имени Гуга, который станет великим святым воином и героем. Один плод рани съела сама, а другой отдала лошади. После этого она родила мальчика, а на княжеской конюшне появилась на свет голубая кобыла – смирная, как ягнёнок, но огненная на поле боя. Её назвали Джавадиа, и она стала боевой лошадью Гуга. С тех пор раджпуты называют так своих коней в честь Гуга Чохана. Но прежде рани Бачал пришлось пережить немало бед и страданий. После благословения Горакхнатха, её завистливая сестра оклеветала рани, и её муж прогнал её. По пути в родительский дом запряжённый в повозку вол упал замертво, укушенный змеёй. Гуга, будучи ещё в утробе матери, посоветовал для его лечения листья нима (Azadirachta indica). Рани Бачал последовала совету сына, и вол ожил. Так начались многочисленные чудеса, совершённые Гуга.
По преданию, тринадцать месяцев мать носила Гуга, так как он не хотел появиться на свет в доме её родителей. В конце концов, он явился во сне своему отцу и убедил его вернуть рани Бачал. В доме раджи Джевара родился Гуга и с пелёнок уже имел власть над змеями (нагами) [46]. По легенде, на ребёнка, лежащего в колыбели, напал царь нагов Такшак. Но смелый мальчик схватил его и задушил. После этого он стал невосприимчив к змеиному яду [47]. Предание повествует, что позже, когда отец его суженой отказался отдать ему в жёны свою дочь, Гуга Чохан отправился к царю нагов за поддержкой. Племянник змеиного царя Татиг-наг согласился помочь. Он отправился в Бенгалию, где жила наречённая Гуга, и укусил её. Девушка заболела. Тогда Татиг-наг принял облик Брамина, пришёл к её отцу и предложил вылечить её при условии, что она станет женой Гуга Чохана. Отец согласился, и девушка выздоровела. Но её отец назначил для бракосочетания седьмой день так, чтобы Гуга не успел приехать вовремя. Однако герой прилетел по воздуху на летающем корабле, созданным его Гуру Горакхнатхом, и свадьба состоялась [48]. Такие чудеса совершались в Индии более тысячи лет назад, в X веке! В Индии Гуга Чохан почитается как справедливый правитель, отважный воин, а также великий йогин и духовный подвижник. Согласно легендам, он был учеником знаменитого йогина Горакхнатха, был посвящён в йогическую традицию натхов и совершил множество чудес [49]. Также его называют змеиным Богом, так как он победил войско нагов и теперь защищает своих последователей от змей. По другому преданию, Гуга стал святым и мог лечить от укусов змей, после того, как посетил святыни Мекки и Медины [50]. Поэтому в народной традиции Гуга Чохан изображается верхом на голубой лошади Джавадии, с коброй вокруг шеи. На нём ожерелья, серьги и богатый наряд знатного раджпутского раджи, в руках – копьё, над головой – сияющий нимб святого. Считается, что последняя часть жизни Гуга Чохана прошла в долине Кулу, поскольку он был вынужден покинуть свою родину и поселиться в этих краях. Несмотря на своё благородное происхождение, он не гнушался никакой работой, даже самой тяжёлой. Люди смеялись над ним, но он любил их и помогал всем, чем мог.
Став правителем Кулуты, Гуга Чохан прославился как бесстрашный воин в битвах с захватчиками-мусульманами. Считается, что его соратниками были его сестра [51] и товарищ по оружию, храбрый воин Нарсингх [52]. Когда на его княжество напали враги, Гуга, защищая свою землю, героически погиб вместе с сорока пятью сыновьями и шестьюдесятью племянниками. В этой битве Гуга Чохан стал особо почитаемым героем – джамджхаром [53]. Во время боя ему отрубили голову, но он продолжал биться ещё три дня. Пока кто-то не закричал: «Смотрите, он сражается без головы!» Когда затрубили победу, только тогда он упал [54]. Такие подвиги поражают наше воображение, но в истории раджпутов подобные свидетельства многочисленны! Раджпуты считают, что смерть через отсечение головы – унизительна и лишает погибшего воина чести. Обезглавленный джамджхар мстит врагам за себя сам, и таким образом преодолевает бесчестье. Такой воин, кроме того, являет особую раджпутскую доблесть [55].
Гуга Чохан погиб в воскресенье девятого числа, поэтому когда на воскресенье выпадает девятое числа любого месяца и года, все раджпуты почитают святого воина. По преданию, после смерти Гуга, чтобы утешить рыдающую жену, стал приходить к ней ночью в виде духа. Его мать увидела, что овдовевшая невестка надевает каждый вечер украшения, и у неё возникли подозрения. Однажды ночью мать застала Гуга, и он обещал ей, что выйдет живым из земли вместе с конём. Он просил мать сохранить его тайну. Но она проговорилась… Гуга и его конь, уже выходившие из земли, окаменели [56]! Так, по легенде, появились каменные конные статуи великого воина. «…Память народа хранит имена героев и учителей» [57], – писал Н.К.Рерих. Благословенная Индия помнит и чтит своих героев. Недавно индийский журналист, глубоко почитающий Гуга Чохана, приехал в Кулу поклониться ему. Узнав, что его каменное изваяние было найдено Рерихом случайно, он сказал, что святой воин сам пришёл к Николаю Рериху, потому что в прошлом они были тесно связаны [58]. Великий Раджпутский герой и сейчас верно хранит Священную долину, дом Рерихов и Институт «Урусвати» – «Свет Утренней Звезды»!
4. Цит. по: Беликов П.Ф. В Гималаях. / Н.К.Рерих. Жизнь и творчество: Сборник статей. М., 1978. 5. Девидар (деодар) – Cedrus deodara – кедр гималайский. Хвойное дерево, один из видов рода Кедр, произрастает в юго-восточной Азии, на северо-западе Гималаев, в горах Афганистана, Пакистана, Индии и Непала. Поднимается в горы до 3600 м, образует леса с елью, пихтой, сосной. Достигает высоты 50 м и более, с диаметром ствола до 3 м; живёт до 1000 лет, но в идеальных условиях деревья могут достигать и 3000 лет. 6. Нарсингх – легендарный воин и святой, покровитель долины Кулу. Его небольшое каменное изображение установлено на гималайском кедре – деодаре, растущем возле дома Рерихов в Кулу. Нарсингх считается соратником и сподвижником Гуги Чохана, в храмах их изваяния помещают рядом. 7. Рерих Н.К. Из письма к В.Ф. Булгакову. 17 февраля 1938 г. / Булгаков В.Ф. Н.К. Рерих в письмах из Индии (1936–1947) / Встречи с художниками. Л., 1969. С. 252–292: http://etikavomne.agni-age.net/letters/nkr09.htm 40. Gods and Guardians of the Kullu Valley: http://irmtkullu.com/objects-of-the-trust/gods-and-guardians-of-the-kullu-valley/ 41. Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 42. Марвар – историческая область и одноимённое раджпутское княжество на юго-западе индийского штата Раджастхан. Главный город Джадхпур. Населяют Марвар раджпуты. В XIII веке в Джадхпуре была построена неприступная крепость Мехрангарх. 43. Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 44. Там же. 45. Горакхнатх – один из 84 Махасиддхов, основатель йоги и традиции натхов, в Индии считается воплощением Шивы и покровителем всех йогинов. Горакхнатх стал основателем ордена Аскетов, в который входили люди достигшие успеха в йогических практиках. Их нарекли сверхчеловеками или сиддхами и натхами. 46. Mornee Tramp. Goga-Marhi Temples of Morni: http://www.hillsofmorni.com/morni-hills/goga-marhi-temples-of-morni/ 47. Abhijeet Rathore. Goga ji – а warrior or a God: https://aapnnochuru.wordpress.com/2015/05/31/goga-ji-a-warrior-or-a-god/ 48. Mornee Tramp. Goga-Marhi Temples of Morni: http://www.hillsofmorni.com/morni-hills/goga-marhi-temples-of-morni/ 49. Gods and Guardians of the Kullu Valley: http://irmtkullu.com/objects-of-the-trust/gods-and-guardians-of-the-kullu-valley/ 50. Sharma D. C. Himachal, the land of nag devtas too!: http://www.tribuneindia.com/2001/20010721/windows/heritage.htm 51. Современным туристам и паломникам, приезжающим в дом Рерихов в Кулу, часто рассказывают, что знакомая нам по картинам Н.К.Рериха каменная статуя изображает не Гуга Чохана, а его сестру, которая сражалась вместе с ним. В качестве доказательства приводятся особенности костюма (юбка) и наличие украшений. Позволим не согласиться с этой версией, так как опытный учёный-археолог Николай Константинович Рерих и выдающийся индолог и знаток Востока Юрий Николаевич Рерих не могли ошибиться при атрибуции этой скульптуры. У Святослава Николаевича Рериха, глубоко изучившего искусство долины Кулу, по поводу неё также не возникало сомнений – это раджпутский воитель Гуга Чохан. Напомним, что в древности раджпутские раджи носили длинные кафтаны и множество украшений – большие серьги, несколько ожерелий и т.д. Причём, украшения играли роль оберегов – охранителей от бед и злых сил. Подробнее о костюмах раджпутов см.: Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000. 52. Gods and Guardians of the Kullu Valley: http://irmtkullu.com/objects-of-the-trust/gods-and-guardians-of-the-kullu-valley/ 53. Джамджхар – (от санскр. «бог смерти Яма» и «течь, струиться») – означает, по-видимому, неодномоментную смерть (Е.Н. Успенская). 54. Адамкова А. / Рерих. Дороги в Кулу: http://rideo.tv/video/5361/ 55. Успенская Е.Н. Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб., 2000. 56. Sharma D. Himachal, the land of nag devtas too!: http://www.tribuneindia.com/2001/20010721/windows/heritage.htm 57. Рерих Н.К. Боги Кулуты / Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995. 58. Musafir Travels Pvt. Guga, Guga Chohan and Roerich at Naggar: http://musafirtravelsprivatelimited.blogspot.ru/2014/09/guga-guga-chohan-and-roerich-at-naggar.html |