Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

За морями земли великие [2]
1910

Н.К.Рерих. За морями земли великие [2]. 1910

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=325&size=3

  
Атрибуты картины

Название За морями земли великие [2]
Год 1910
Где находится Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Россия. Великий Новгород
Материалы, размеры Картон, пастель, гуашь. 52.3 х 42.7 см.
Источник Рериховский век (I). Каталог выставки. Живопись и графика. СПб.: Золотой век, 2009
Примечание Загружено 2 изображения. № НГМ КП 8261.
Слева внизу авт. подпись: Н.Рерихъ

Фрагмент статьи "Новизна формы и философская глубина" Академик Б.А.Рыбаков, Журнал Дельфис 1993г - 0

"Рерих не отображал сегодняшний день и не воскрешал былую декоративность. Рерих учил. Учил обращением к многовековому прошлому народа, к его далеким корням, к легендам и преданиям. Рерих смело раздвигал временные рамки и показывал то далекую первобытность, то древних славян, их языческие верования, их с трудом угадываемую жизнь, их красочные праздники, обряды, одежды. Жизнь народа была неразрывно связана с природой, и эта связь тоже подчеркнута художником. В отличие от всех своих современников и предшественников Николай Константинович снабжал свои картины и рисунки необычными но значимости и глубине подписями. Его подписи не просто обозначали содержание картины, а выходили далеко за пределы изображенного, уводили в раскрывающийся мир широких обобщений и ассоциаций. На холмике юноша в холщовом одеянии играет на свирели... Картина названа «Человечьи праотцы»; зритель, прочтя название, замечает вокруг этого славянского Орфея тихо лежащих медведей, завороженных музыкой. Целые тома рассуждений о первобытном тотемизме не заменят того ощущения сродства звериных и человеческих душ, которое возникает при сочетании картины и углубляющей ее нехитрое содержание надписи. Одна из ранних картин Рериха — «Гонец»: двое славян проплывают в челноко-долбленке мимо городища на высоком берегу реки. Все просто, все замкнуто в небольшом пространстве. Но у подписи есть продолжение: «Восстал род на род». Это слова древнего летописца, сокрушавшегося о междоусобных войнах. И у зрителя-читателя расширяются рамки восприятия, он видит целые племена, он узнает об их вражде, так дисгармонирующей с мирным поселком на горе, он уже хочет, чтобы скорее доплыл удрученный печалью гонец и приостановил усобицу. Зритель становится участником событий русской истории IX-X вв.

Небольшой рисунок: девушка с веткой рябины на песчаном морском берегу; на ней украшения, известные нам по раскопкам латышских могильников X в. Научная реконструкция археологического объекта? Нет, неизмеримо больше — надпись: «За морями земли великие». И в памяти человека, рассматривающего рисунок, встают повествования о кораблях викингов, о далеком кружном пути «из Варяг в Греки», ведшем морями из Балтики в океан, через Гибралтар в Средиземное море, в Рим, в «жребий Хамов» (Африку) и в величественную столицу Византии — Царьград... А нарисована ведь всего-навсего крестьянская девушка, всматривающаяся в морскую даль.

Мудрое наречение картин подводит нас к другой, еще недостаточно изученной, стороне творчества Рериха — к его литературной деятельности, которую необходимо соотнести со всей суммой его живописных работ.

Славяно-русский период творчества Н.К.Рериха был углублением в далекое прошлое России и художник вступал здесь в соревнование с целой когортой русских исторических живописцев, возглавленной в то время В.М.Васнецовым. Достоверны васнецовские богатыри; их доспехи срисованы с музейных экспонатов. Красочны и реалистичны картины на сказочные сюжеты, но реализм, иногда переходящий в натурализм, разрушает колдовское волшебство сказки, диссонирует с ним, а тщательно выписанная картина порою кажется изображением театральной сцены. Васнецовский подход к исторической живописи нужен, но персонажи его картин выглядят людьми XIX в., переодетыми в костюмы, сшитые по старым образцам.

Полотна Рериха создавались на новых, совершенно иных принципах, и его живопись отличалась от старой исторической школы примерно так же, как психология отличается от анатомии. Вдумываясь в облик славянского мира в глубокой древности, Рерих однако не ограничивался наитием художника: он сам вел археологические раскопки и хорошо знал подлинные остатки древней жизни. Чутье художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника.

Одной из постоянных забот Николая Константиновича была охрана памятников культуры прошлого от варварского разрушения или от не менее варварской «реставрации» в интересах неразборчивого благолепия.

В своем творчестве Рериху удалось такое воссоздание духа времени, которое слило воедино романтику и достоверность, символику образов и передачу важных размышлений о корнях народной культуры. Новизной формы и философской глубиной содержания Рерих сразу покорил современников и, что не всегда случается с новаторами, сохранил силу своего магического воздействия и на потомков. Чем выше поднимается наш культурный уровень, тем шире становится круг почитателей этого проникновенного художника."

Фрагмент книги "И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

За морями - земли великие

Второй приезд в Гаспаль - через много лет - был уже в 1910 году. Там же были написаны несколько картин. «За морями земли великие» - эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной Стране, которая живет в сердце человеческом.

Н.Рерих. Зажигайте сердца. Эстония

Жизнь сама сложностью своею повелительно созывает строителей. В разных концах земли женщины мечтают: «За морями земли великие». Именно этот облик женщины, устремившейся к крайнему берегу в осознании сужденных сокровищ духа, казался мне в этой картине.

Н.Рерих. Держава Света. Женщинам

Девушка с картины «За морями - земли великие» одета так, что костюм ее можно выставить в этнографической витрине как образец одежды северного племени.

Е.И.Полякова. Николай Рерих. Ступени грядущего

При несломимой окружающей оседлости не так-то легко было тридцать лет тому назад помечтать, как бы выйти за пределы, за границы - «за морями - земли великие». Но ко всяким таким землям далеким, ко всяким горам зовущим, к высотам вдохновляющим нужно наши какой-то ключ, нужно, чтобы вестник какой-то постучал и позвал.

Н.Рерих. Нерушимое. Злата Прага

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Девушка... одета так, что костюм её можно выставить в этнографической витрине как образец одежды северного племени.

Вышивка белой рубахи, узор пояса, ожерелья, перстни, кожаная обувь, подвешенный к поясу нож, гребешок, сумочка — всё изображено с педантической, можно сказать с фотографической точностью, всё кажется зарисованным с натуры, да и зарисовано с натуры — с археологических находок [8, с. 111].

8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Когда мы думаем о Николае Рерихе, перед нашим мысленным взором встает мотив картины «За морями земли великие». На полотне изображена славянская девушка в древнем праздничном одеянии, которая весело и бодро идет, среди зелени и камней, к берегу великого моря. В другом варианте — девушка куда-то спешит, словно окрыленная мечтой, вдоль побережья.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика