|
|
|
...Яркое воображение и предчувствие художника иногда выражаются в его творчестве как символические пророческие картины будущего. В 1912—1914 гг. он создал так называемый пророческий цикл картин, предрекающий страшную катастрофу человечества — первую мировую войну.
... «Зарево» — на фоне клубящихся облаков, освещенных заревом, возвышается необычный средневековый замок, в окнах которого отражается зловещее пламя. Перед замком, как символ предупреждения,стоит рыцарь с огненным мечом в руках. |
|
...Мотив битвы, обреченности и гибели с этих пор звучит в творении мастера — и в «Коронах» 1914 года (картине удивительной по прозрачной гамме густых бирюзово-лиловых тонов), где клянутся на мечах три короля, и в «Граде обреченном», «Зареве» и «Делах человеческих», отданных одной и той же теме «Града», сначала окруженного великим змием, затем пронизанного кровавым клубящимся заревом и, наконец, лежащего во прахе — рушится град, «чтобы новая радость возникла»...
...Краски мастера по-старому радуют своим обилием и своеобразием. Некоторые его картины построены на одном основном, ярко звучащем тоне — таковы огненные «Стрелы неба — копья земли», «Зарево»... |
|
"...Еще в 1912 году он начал одну из наиболее значительных живописных серий – так называемую Предвоенную или, как о ней иногда пишут, Пророческую. Картины этой серии представляют собой апокалипсические видения, своеобразные вещие сны. Образы их многозначительны, насыщены зловещими предчувствиями и тревогой."
"...А вот картина «Зарево» (1914). Густой багровый пожар застилает небо. В красных отблесках застыл фантастический средневековый замок. На первом плане – окаменевший рыцарь с мечом... Вспоминая значительно позже историю создания этой работы, Рерих писал: «Ведь во имя Бельгии, во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914 года картиною моею «Зарево»5."
5.Рерих Н. К. Городу Брюгге // Н.К. Рерих. Твердыня пламенная. Париж: Всемирная лига культуры, 1932 <1933>.С. 361.
"...В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Показанные в самый разгар Первой мировой войны, они произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. Один из критиков тех лет А.И. Гидони более всего отмечал созвучность эмоционального строя этих картин мировосприятию современников. Он писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас – показательны, потому что это наши настроения...»6 .
Высоко оценил серию A.M. Горький. Он назвал тогда Н.К. Рериха величайшим интуитивистом современности. А одну из картин – «Град обречённый» – захотел приобрести и получил ее в подарок от художника."
6.Гидони Александр. Творческий путь Рериха//Аполлон. 1915. № 4-5. С. 34. |
|
Зарево
В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево» На фоне бельгийского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым, огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своём несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Атьберт, охранивший достоинство бельгийского льва.
Н.Рерих. Нерушимое. Король Альберт
Ведь во имя Бельгии, во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914-го года картиною моею «Зарево».
Н.Рерих. Твердыня Пламенная. Городу Брюгге
|
|
Интересно, что Горький, желая иметь картину Рериха, выбрал не реалистический пейзаж или произведение на историческую тему, а как раз это символическое полотно. "Зарево"... Все небо объято багряным заревом пожарищ. У средневекового замка, перед поверженным львом, стилизованным под бельгийский герб, застыла фигура воина. Его меч и щит упираются в землю. Они бесполезны перед огненной стихией. Остается лишь смерть на посту чести. |
|
«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево», — писал Н.К.Рерих в 1935 году. — На фоне бельгийского замка около изваяния бельгийского льва на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Всё небо уже было залито кровавым огневым заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своём несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва»1. Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками.
Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В этом, считал Николай Константинович, большая заслуга принадлежала просвещённому правителю Бельгии, королю Альберту. В очерке, посвящённом его памяти, Рерих писал: «Имя короля Альберта, весь его творческий подвиг во благо своей страны, его военное геройство, его широкие взгляды и глубокое доброжелательство всегда были для меня драгоценными. Поистине, радостно и в наши смущённые времена иметь перед собою такой ясный облик героя — рыцаря без страха и упрёка, блестяще прошедшего всю свою жизнь в неустанных трудах к процветанию народа»2.
В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, — словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 487.
2 Там же. С. 486.
Источник http://voshod.sibro.ru/ |
|
Настроения Рериха резко меняются в канун и период первой империалистической войны; в них различима тревога. В 1914 году, точно предчувствуя грядущие события, он пишет картину «Зарево». На фоне смятенных, алых от пожара облаков стоит фантастический средневековый замок, в окнах которого — отблески огня. На первом плане картины — рыцарь с мечом. У его ног — скульптурные изображения, также окрашенные багровым пламенем. События войны заставили художника конкретизировать подобные темы.
|
|
Этот энергетический взрыв изображен художником в картине «Зарево» (1914), которая также изображает Бельгию, но уже объятую багрово-черным пожаром. По поводу картины «Зарево» Н. К. Рерих писал: «Ведь во имя Бельгии, во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914-го картиною моею "Зарево"» (31, с. 393). Сам художник неоднократно предупреждал: «Вообще, бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождений и ясного сознания. Это пламя — пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя» (33, с. 267). И действительно, разве возможно созидать, когда идет война и люди объяты «алым пламенем ненависти и злобы»?
31. Рерих Н. К. Городу Брюгге // Рерих Н. К. Твердыня пламенная. - М.: Сфера, 1999. — С.392-395.
33. Рерих Н. К. Пламя // Н. К. Рерих. 1917-1919. Материалы и биография / Сост. О. И. Ешалова, А. П. Соболев. — СПб.: Фирма Коста, 2008, —С. 252-271, |
|
Оттиск с клише к готовившейся в 1913-1917 гг. монографии "Рерих" А.П. Иванова (ОР ГРМ. Ф.143, оп.1, д.28, л.68)

|