Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Помни. # 1
1924

Н.К.Рерих. Помни. # 1. 1924

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=639&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Помни. # 1
Год 1924
Серия Его Страна (составлена в 1924 г.)
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 87.5 х 117.5 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0046

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.

...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...

«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...

*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.

*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.

*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.

«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов.

З.Г. Фосдик. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934)" (М.: Сфера, 1998, 2002)

"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу

объяснения:

Средняя комната

1) [«Субурганы в Ташидинге»]. Священные Ступы в Ташидинге

перед восходом Солнца.

2) Монастырь Нам-зе.

3) [«Святые дары»(?)]. Дрона — ученик Будды — раздает

священный пепел.

4) [«Красный лама»]. Очертание горной гряды Эвереста. Лама

в красном играет на флейте перед восходом. Наброски

Канченджанги.

1-я комната

Серия «Сикким»:

1) «Санга Челлинг». Лама медитирует на камне, который дает

трещину, если жизнь в монастыре нечиста (легенда).

2) [«Канченджанга»]. Гряда Канченджанги.

3) [«Ташидинг»]. Ташидинг с монастырем на вершине.

4) [«Силуэты»]. Силуэты Города Будущего.

5) [«Пемайандзе»]. Поселок лам вблизи Пемай¬андзе.

6) [«Ринченпонг»]. Монастырь Ринченпонг во время муссона.

7) [«Гималаи»]. Предгорья Гималаев.

8) Ступени к Гималаям.

9) «Лао-цзы». Возвращается на священном быке из Китая в

Тибет. Бамбуковый лес.

10) «Цзонкапа». Медитирует на горе Менданг. Суровые скалы,

будто непосредственное деяние духа.

11) «Падма Самбхава». Маг.

12) [«Путь»]. Христос. Легенда о его хождении в Тибет в

возрасте 25-27 лет.

13) «Рождение мистерий». Сочетание раннегреческих и

восточных форм. Ритм и единство океанских волн и небесных

облаков. Рождение нового культа*.

14) [«Матерь Мира»]. Основана на видении. Культ Предвечной

Матери Мира. Рыбы — символ молчания. Пейзаж внизу —

подходы к Тибету.

3-я комната

[Серия] «Его Страна»:

1) [«Помни»]. Начало достижений.

2) [«Спешащий»]. Вестник.

3) «Книга Мудрости». Предгималаи.

4) [«Ведущая»]. Ведет по Пути — над ледником. Гуань-инь —

символ Матери Мира.

5) «Жемчуг исканий». Равновесие земного и небесного.

6) [«Будда в подводном царстве»]. Глубже глубин.

7) «Выше гор». Эверест с высоты.

8) «Жар-цвет». Черный аконит, находимый в районе

Канченджанги, не легенда, но быль.

9) [«Конь Счастья»]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь

мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству.

Скалы в форме человеческих фигур — свидетели.

«Сожжение тьмы». Воинство Красоты, трудящееся во благо

человечества. Место было узнано участниками экспедиции на

Эверест*.

«Звезда Матери Мира». Напоминает о новом культе Азии.

«Белый Храм». Зодчество облачных форм.

«Джелап-ла». Путь на Тибет.

<...>

«Турфанская Мадонна». Древнейшее изображение Богоматери*.

<...>"

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Кажется, что вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине «Помни», которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в еще более величественном варианте.

Никто не пройдет равнодушно мимо этой изумительной по силе картины, каждый старается найти в ней близкое себе толкование. На фоне могущественных высот Гималаев, в тот час, когда внизу все еще окутано фиолетовым туманом, а гребни гор уже озарены лаской предрассветных, обновляющих лучей, на краю склона стоит всадник, расстается с горными высотами для подвига жизни. Он в последний раз с грустью озирается, возможно, слышит напутствие матери, стоящей у горной хижины: иди, борись, созидай, только не забывай горы — свою Родину. Всю свою жизнь носи их в памяти, храни в сердце своем, устремляясь к заветной цели.

Е.П. МАТОЧКИН. Мечта преображения. Серия «Его страна» Н.К. Рериха и «Мистерия» А.Н. Скрябина (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни»)

Казалось бы, в произведении «Помни» есть ясно читающийся сюжет – прощание горца с семьей, и всё содержание полотна должно им исчерпываться. Однако эта чисто внешняя канва дает повод мастеру показать, что у местных жителей любовь к дому сливается с любовью к белоснежным гигантам Гималаев. «Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед Красотой Природы находит отклик в возвышенном сердце впечатлительного странника, который, тронутый великолепием здешней красоты, всегда готов поменять город на Горные Вершины»40.

Рерих не случайно обращается к культу гор, широко распространенному у народов Азии. По преданию, древний народ Индии узнавал в великолепии Гималаев улыбку всемогущего Вишну41. Представление о том, что высочайшая вершина является обителью высокого духа, истолковано художником в явно символическом ключе. Застывшая в торжественном молчании перед ликом Гималаев фигура всадника на белом коне говорит о многом. Рерих намеренно сопоставляет желтое на передней кромке и далекую синеву, создавая мощное цветовое напряжение; затем оно завершается грандиозным, навсегда запоминающимся зрелищем блистающей Канченджанги – Горы Пяти Сокровищ.

40.Рерих Н.К. Шамбала. С. 47-4

41.Там же. С. 45.

Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.

В 1923 году его мечты осуществились. В предгорьях Гималаев, перед ликом священной Канченджанги им написана знаменательная серия «Его Страна» (1924). Бытует мнение, что творчество Николая Рериха делится на два периода - русский и индийский, и всё созданное художником в Индии всецело посвящено Востоку. Однако сам мастер опровергал такое утверждение и отмечал: «Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи». Это в полной мере относится и к восьми полотнам серии «Его Страна» из Нью-Йоркского музея. И хотя внешне образы картин связаны с гималайскими пейзажами, однако в замысле цикла прослеживается общность с волновавшими деятелей Русского космизма эсхатологическими идеями.

Тематическое содержание полотен тяготеет к мифологическим представлениям; в то же время мастерски передано необыкновенно сильное первое впечатление от Гималаев - всё это поразительно оживляет образы картин и убеждает особой жизненностью. Миф, легенда становятся художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать красотой. В своё стремление нести прекрасное художник вкладывал столько энергии и вдохновения, что сложилось мнение об особой магнетической силе его кисти.

Действительно, и русские философы Всеединства, и творцы символизма видели в искусстве великую силу, способную при участии Божественного провидения выйти за пределы эстетики и создать Новую Землю и Новое человечество. В этом смысле Индия и Гималаи предстали в творчестве Рериха, а также и у Скрябина, как некий сакральный центр, где должен произойти этот знаменательный акт планетарной эволюции. «Его Страна» - образ Новой Земли и духовно совершенных героев. Грёзы русской религиозно-философской мысли о Богочеловечестве, обогащённые мистическими идеями Востока, предстали в этой серии дерзновенной попыткой огненного пересоздания мира красотой.

Д. БУРЛЮК Индия на холстах Н.К. Рериха. Впечатления от новых картин / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

«Помни» — большой холст с панорамой гор, всадник и две женщины у горного храма.

В.СИДОРОВ Музей Рериха/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

«Помни» (молодой тибетец, уходя в неизведанный путь, в последний раз оглядывается на все то, что он оставляет, наверное, навеки).

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Roerich Museum, New York (1924); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Joseph Weed col., USA (1945); Nicholas Roerich Museum (1973)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика