...6 октября. ...После мазара расстались с течением Каракаша. Пошли заметно в гору против течения горного ручья. Ущелье постепенно сужалось слева, в желтой песчаниковой горе увидали пещеры в несколько этажей. Наподобие пещер Дуньхуана*. Местные жители и караванщики называют их старокиргизскими домами. Но конечно, мы имеем здесь остатки исчезнувшего буддизма. Подходы ко многим пещерам совсем выветрились. Высоко остались отрезанными входы, как орлиные гнезда. Характерно, что пещеры притаились так недалеко от перевала Санджу, точно защищаясь горами от волн мусульманства. Конюх Курбан (мусульманин) знает еще такие же пещеры в этих краях, но относится к ним явно пренебрежительно. Но пещеры внушительны.
Несказуемой древностью дышит от этих гор. Песочная дымка точно возносит их в небо. И горы вместо значительного ограничения и преграды опять влекут ввысь. Подошли к самой подошве Санджу. Слышно, на перевале снега нет. Но не успеваем получить это сведение, как кашмирский дракон долетает и все начинает покрываться снегом. Пронзительно. Жмемся в ожидании запоздалых палаток. В темноте доходит караван. Из-за перевала приваливает черная лавина яков и с разбега чуть не сокрушает весь стан. Гомон и шум. Снег и холод. Но стан, прижавшийся в ущелье, имеет необычно живописный вид. Что-то от старого Босха или Питера Брейгеля*. Пламя освещает бронзовые лица. Из тьмы выдвигаются рога черно-невидимых яков. Крылья палаток вспархивают, как птицы. На скале — гигантская тень Омар-хана. Еще шепоты пустыни: «Около священной горы Сабур виден неизвестный древний город. Много домов и чортенов».
Завтра вставать со звездами. Путь длинный. Днем и снег, и ветер опять начнут надоедать.
*Дувьхуан — древний город на западе китайской провинции Ганьсу, в окрестностях которого расположен буддийский пещерный монастырь IV в.
Цяньфодун («пещера 1000 будд»), состоящий из более 200 пещер.
*«...Старого Босха или Питера Брейгеля » — Босх Ван Акен, Иероним (около 1450—1516 гг.), нидерландский живописец, сочетавший в своих картинах средневековую фантастику с демократическими тенденциями. Брейгель, Питер Старший (1525 или 1530—1569 гг.) — нидерландский живописец, рисовальщик и гравер, лучшие произведения — сцены из народной жизни, проникнутые демократическим духом.