Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Милосердие. # 36 [Сострадание]
1936

Н.К.Рерих. Милосердие. # 36 [Сострадание]. 1936

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=793&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Милосердие. # 36 [Сострадание]
Год 1936
Где находится Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия
Материалы, размеры Холст, темпера. 61.5 x 92.5 см.
Источник Коллекция картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Государственном художественном музее Латвии. Информация с сайта "Свет Огня" http://www.uguns.org/articles_html/038.html
Примечание Загружено 2 изображения. Подписана справа внизу: монограмма
На обороте: "MERCY". N26. N.ROERICH.
Инв. № AMM GL-1261, VMM GL-2172.
№ сводного каталога: 703483

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

«Сострадание» — одна из самых значительных, одухотворенных работ мастера. Лама-отшельник спасает косулю, которая ищет укрытия от охотника: стрела попадает в руку спасителя. Здесь Рерих говорит о первом этическом законе Будды, до сих пор живущем в сознании восточных буддийских народов: о благожелательстве ко всем живым существам.

П.Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

«Сострадание». Лама защищает рукой горную козочку. Стрела, пущенная охотником, вонзается в руку. Не лицемерие бессильной жалости, а готовое к жертве действие.

Пояснение к картине Н.К.Рериха. СОСТРАДАНИЕ. 1935–1936

Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя.

Н.Д.Спирина

Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.

Грани Агни Йоги. VIII. 530

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Описание картины

Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.

Очень трудно сочувствовать людям и сострадать, удерживая собственное равновесие. Но если оно утеряно, то и помощь не будет действительной, а половинчатой, в размере утери равновесия. Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.

Грани Агни Йоги, том 13.530,532

К 1930-м годам Николай Константинович Рерих был всемирно известным художником и общепризнанным водителем растущего международного движения Пакта и Знамени Мира. В популяризации этих идей и художественного творчества Н.К. Рериха видело свою задачу и латвийское культурное общество, при котором был создан музей с коллекцией его картин.

Первые произведения Рериха пришли в Ригу в середине 1932 года из Индии. А в феврале 1937 года жена художника, его сотрудница и вдохновительница творчества, Елена Ивановна Рерих пишет поэту Рихарду Рудзитису, возглавлявшему Общество: «Но самая большая посылка, самая прекрасная еще ждет отправки. Отбирали мы эти картины вместе с Н[николаем] К[онстантиновичем], и среди них имеются мои любимые. Буду просить обратить особое внимание на «Сострадание» - это моя самая любимая!».

В полотне «Сострадание» нашли художественное воплощение важнейшие идеи учения Живой Этики – о милосердии, самопожертвовании, победе добра, достигаемой не насилием, а силой преображения, просветления сознания.

Контрасты светотени, противопоставление цветовых пятен в картине зримо воплощают идею противостояния добра и зла, невежества и мудрости. Благородный силуэт ламы со склоненной головой словно излучает внутренний свет и покой. Как известно, в философии буддизма абсолютный покой заключает в себе высшее напряжение и творчество духа. Именно такая сила, утверждает художник, стоит на страже жизни, принимая на себя стрелы смерти и безликого разрушения.

«В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути.»

«Сострадание - не качество. Оно - Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.

Чем более ты сольешься с ним, растворишь свое бытие в едином Бытии, чем более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в СОВЕРШЕННОЕ СОСТРАДАНИЕ.

Таков путь Архата, по которому грядут Будды Совершенства.»

Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н.К.Рериха. Издание Кузбасского Рериховского Общества, № 3, дополненное г. Новокузнецк, 2006 г.

Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя. «Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь – принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.

Н.Д.Спирина. Отблески, 2002 г., с.120

Прототип изображения оленя

Святой Жиль (Эгидий) и олень (Национальная Галерея, Лондон). Фрагмент

PROVENANCE

В 1937 г. картина была прислана автором из Наггара в Ригу для Латвийского Общества им. Н.К. Рериха, до августа 1940 г. находилась в музее ЛОР, в ЛНХМ с 1950 г.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика