Полотно «Сострадание» совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.
Очень трудно сочувствовать людям и сострадать, удерживая собственное равновесие. Но если оно утеряно, то и помощь не будет действительной, а половинчатой, в размере утери равновесия. Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь — принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание.
Грани Агни Йоги, том 13.530,532
К 1930-м годам Николай Константинович Рерих был всемирно известным художником и общепризнанным водителем растущего международного движения Пакта и Знамени Мира. В популяризации этих идей и художественного творчества Н.К. Рериха видело свою задачу и латвийское культурное общество, при котором был создан музей с коллекцией его картин.
Первые произведения Рериха пришли в Ригу в середине 1932 года из Индии. А в феврале 1937 года жена художника, его сотрудница и вдохновительница творчества, Елена Ивановна Рерих пишет поэту Рихарду Рудзитису, возглавлявшему Общество: «Но самая большая посылка, самая прекрасная еще ждет отправки. Отбирали мы эти картины вместе с Н[николаем] К[онстантиновичем], и среди них имеются мои любимые. Буду просить обратить особое внимание на «Сострадание» - это моя самая любимая!».
В полотне «Сострадание» нашли художественное воплощение важнейшие идеи учения Живой Этики – о милосердии, самопожертвовании, победе добра, достигаемой не насилием, а силой преображения, просветления сознания.
Контрасты светотени, противопоставление цветовых пятен в картине зримо воплощают идею противостояния добра и зла, невежества и мудрости. Благородный силуэт ламы со склоненной головой словно излучает внутренний свет и покой. Как известно, в философии буддизма абсолютный покой заключает в себе высшее напряжение и творчество духа. Именно такая сила, утверждает художник, стоит на страже жизни, принимая на себя стрелы смерти и безликого разрушения.
«В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания. Все Бодхисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути.»
«Сострадание - не качество. Оно - Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа; беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.
Чем более ты сольешься с ним, растворишь свое бытие в едином Бытии, чем более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в СОВЕРШЕННОЕ СОСТРАДАНИЕ.
Таков путь Архата, по которому грядут Будды Совершенства.»