Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=843&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний». ...Ясный и деятельный Дзон-кхапа, так полюбившийся всему Северу, основатель «желтых шапок».
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Цзон-ка-па медитирует среди скал, объятых фиолетовой дымкой, снежные пики гор уже золотятся в первых лучах солнца, озаряющих и самого мыслителя. Но, быть может, это свет, излучаемый аурой духовного подвижника, устремляется вверх и освещает ясные утренние вершины. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:
Средняя комната 1) [«Субурганы в Ташидинге»]. Священные Ступы в Ташидинге перед восходом Солнца. 2) Монастырь Нам-зе. 3) [«Святые дары»(?)]. Дрона — ученик Будды — раздает священный пепел. 4) [«Красный лама»]. Очертание горной гряды Эвереста. Лама в красном играет на флейте перед восходом. Наброски Канченджанги.
1-я комната Серия «Сикким»: 1) «Санга Челлинг». Лама медитирует на камне, который дает трещину, если жизнь в монастыре нечиста (легенда). 2) [«Канченджанга»]. Гряда Канченджанги. 3) [«Ташидинг»]. Ташидинг с монастырем на вершине. 4) [«Силуэты»]. Силуэты Города Будущего. 5) [«Пемайандзе»]. Поселок лам вблизи Пемай¬андзе. 6) [«Ринченпонг»]. Монастырь Ринченпонг во время муссона. 7) [«Гималаи»]. Предгорья Гималаев. 8) Ступени к Гималаям. 9) «Лао-цзы». Возвращается на священном быке из Китая в Тибет. Бамбуковый лес. 10) «Цзонкапа». Медитирует на горе Менданг. Суровые скалы, будто непосредственное деяние духа. 11) «Падма Самбхава». Маг. 12) [«Путь»]. Христос. Легенда о его хождении в Тибет в возрасте 25-27 лет. 13) «Рождение мистерий». Сочетание раннегреческих и восточных форм. Ритм и единство океанских волн и небесных облаков. Рождение нового культа*. 14) [«Матерь Мира»]. Основана на видении. Культ Предвечной Матери Мира. Рыбы — символ молчания. Пейзаж внизу — подходы к Тибету.
3-я комната [Серия] «Его Страна»: 1) [«Помни»]. Начало достижений. 2) [«Спешащий»]. Вестник. 3) «Книга Мудрости». Предгималаи. 4) [«Ведущая»]. Ведет по Пути — над ледником. Гуань-инь — символ Матери Мира. 5) «Жемчуг исканий». Равновесие земного и небесного. 6) [«Будда в подводном царстве»]. Глубже глубин. 7) «Выше гор». Эверест с высоты. 8) «Жар-цвет». Черный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль. 9) [«Конь Счастья»]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур — свидетели. «Сожжение тьмы». Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест*. «Звезда Матери Мира». Напоминает о новом культе Азии. «Белый Храм». Зодчество облачных форм. «Джелап-ла». Путь на Тибет. <...> «Турфанская Мадонна». Древнейшее изображение Богоматери*. <...>" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
ДЗОН КА ПА (В современном написании Дзонкапа, Цонкапа или Цзонхава) Чже Цонкапа (тиб. «Уроженец страны дикого лука», 1357-1419) – великий тибетский религиозный деятель, автор большого количества богословских трудов, в том числе знаменитого – «Ламрим ченмо», или «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения». «Ясный и деятельный Дзон-Капа, так полюбившийся всему северу, основатель «жёлтых шапок» 126, – писал о нем Н.К. Рерих. В школе гелугпа (тиб. «учение добродетели»), возникшей по линии преемственности от Нагарджуны, особо подчеркивается значение Учителя, ламы. Цонкапа ввел для монахов школы строгий устав, а также значительно обогатил обрядовую сторону ламаизма. Цонкапа возродил и переосмыслил почитание Будды Грядущего – Майтрейи, повсюду восстанавливал его статуи и построил монастырь в честь Майтрейи и его «неба Тушиты». В жизнеописании Цонкапы приводится знаменательный сюжет Преображения, который, видимо, послужил основой для картины Рериха. «Однажды утром, одевшись в полную монашескую одежду, Чже Ринпоче уселся в позе ваджры. Руки сложил в мудру дхьяны и погрузился в созерцание на 25 дней. Выйдя из него, он излучал свет, нестерпимый для глаз. Все окружающие были очень удивлены. Среди них присутствовал и главный ученик Цон-капы всеведущий Кэйдуб. Некоторые видели светло-желтый свет, некоторые – оранжевый, некоторые – золотистый» 127. Художник помещает тибетского святого на пьедестал из массивных каменных глыб, называемый «львиный трон» учения. На этом троне обычно восседал всеведущий Цонкапа. Погруженный в медитацию, он сияет среди синевы окружающего пейзажа словно изваянный из золота. Пожалуй, сейчас к нему самому можно отнести строки из его Ламрима: Твое золотистое Тело, Святой, Покрыто красиво одеждой монаха, Как будто вершина горы золотой, Окутанная облаками заката 128. Несомненно, в этот момент он был преисполнен чувства любви и сострадания к людям. Он поведал, как можно оказать помощь: «Когда при созерцании возникает искреннее желание, чтобы они обрели счастье, вообразите в уме различные виды счастья и даруйте их существам» 129.
126.Рерих Н. Алтай – Гималаи. С. 79. 127.Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения: В 5 т. СПб.: Нартанг, 1994. Т. 1. С. XLVI. 128.Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т. 1. С. 228. 129.Там же.Т. 3. С. 47. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ... 36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Биография Чже Цонкапа на проекте "Академия" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=4695844 SALE 1651 Russian Paintings and Works of Art New York 24 April 2006 LOT 161 Nikolai Konstantinovich Rerikh [Roerich] (1874-1947) Tsong-Kha-Pa, from the series Banners of the East Price realised USD 856,000 Estimate USD 250,000 - USD 350,000 signed with Cyrillic monogram 'RKh' (lower left) tempera on canvas 29 x 46¼ in. (73.7 x 117.5 cm.) Painted in 1924
Provenance The Roerich Museum, New York, 1924. Louis and Nettie Horch, 1935. Baltzar E. Bolling, 1951. Thence by descent to the present owner.
LITERATURE N. K. Roerich, List of Paintings 1917-1924, listed in Russian as 'Tsong-Ka-Pa. Series The Birth of Mysteries/1924/Nr. 31'. N. K. Roerich et. al., Roerich, Himalaya, New York, 1926, pp. 185 - 200, illustrated p. 105. The Roerich Museum Catalogue, Eighth edition, New York, 1930, no. 540. A. V. Yaremenko, Roerich, New York, 1931, pp. 25-43, pl. 89. LOT NOTES 'Before his trip to the United States and Europe in 1924, Roerich had begun another series of works, "Banners of the East", which he completed upon his return. Each of the nineteen paintings in the series depicts one of the great spiritual teachers of humanity, including Jesus Christ, the Chinese philosopher Lao- Tse, Padma Sambhava, who brought Buddhism from India to Tibet; Moses; Buddha; Mohammed; Confucius; St. Sergius; Dorje, the daring Tibetan lama; Milarepa, the hermit and seer; Oirot, the spiritual leader of an Altai tribe and messenger of the tribe's messiah, the White Burkhan; and one feminine figure, the Mother of the World.
Roerich does not always deify these holy figures, but portrays most of them in the time and place in which they lived, carrying out their spiritual tasks. In this respect the "Banners of the East" series resembles Tibetan spiritual paintings, or tankas. As a lama tells a seeker in Roerich's book Himalayas: Abode of Light, "By our symbols, by our images and tankas, you may see how the great Teachers functioned; among the many great Teachers you see only few in complete meditation, Usually they are performing an active part of the great labour. Either they teach the people of they tame the dark forces and elements; they do not fear to confront the most powerful forces and to ally themselves with them, if only it be for the common well-being' (J. Decter, Nicholas Roerich, London, 1989, pp. 148, 150).
Tsong-kha-pa (1357-1419), whose name means 'The Man from Onion Valley', was the founder of the Dge-lugs-pa school of Tibetan Buddhism which places an emphasis on the Vinaya, the moral code of discipline, and scholarly pursuits. During his lifetime, as possibly the first Ganden Tripa, or spiritual leader of the Dge-lugs-pa school, Tsong-kha-pa taught the first Dalai Lama, Gend,n Drup, created some eighteen volumes of collected teachings and established the annual Tibetan prayer festival, Mvnlam Chenmo. The majority of works from Banners of the East are held in private collections; 'Tsong-kah-pa' is the first from this series to appear at auction in a number of years.
For further biographical information on Roerich, please see lot 163. |