Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=386&size=0&file=01
В раме: | Фрагмент: |
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Праздник. Пусть будет это тот праздник, которым всегда праздновали победу весеннего солнца. Когда надолго выходили в леса, любовались цветом деревьев, когда из первых трав делали пахучие венки и украшали ими себя. Когда плясали быстрые пляски, когда хотели нравиться. Когда играли в костяные и деревянные рожки-дудки. В толпе мешались одежды, полные пушных оторочек и плетешек цветных. Переступала красиво убранная плетеная и шкурная обувь. В хороводах мелькали янтарные привески, нашивки, каменные бусы и белые талисманы зубов. Люди радовались. Среди них начиналось искусство. Они были нам близки. Они, наверное, пели. И песни их были слышны за озером и по всем островам. И желтыми пятнами колыхались огромные огни. Около них двигались темные точки толпы. Воды, бурные днем, делались тихими и лилово-стальными. И в ночном празднике быстро носились по озеру силуэты челнов. Еще недавно вымирающие якуты, костенеющим языком своим, пели о весеннем празднике. «Эгяй! Сочно-зеленый холм! Зной весенний взыграл! Березовый лист развернулся! Шелковистая хвоя зазеленела! Трава в ложбине густеет! Веселая очередь игр, веселья пора!» «Закуковала кукушка! Горлица заворковала, орел заклектал, взлетел жаворонок! Гуси полетели попарно! У кого пестрые перья – те возвратились; у кого чубы тычинами – те стали в кучу!» «Те, для кого базаром служит густой лес! Городом – сухой лес! Улицей – вода! Князем – дятел! Старшиною – дрозд! – все громкую речь заведите!» «Верните молодость, пойте без устали!» Так дословно певали бедные якуты свою весеннюю песнь. О каменном веке когда-нибудь мы узнаем еще многое. Мы поймем и оценим справедливо это время. И узнанный каменный век скажет нам многое. Скажет то, что только иногда еще помнит индийская и шаманская мудрость! |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Многозначителен золотистый яркий свет, наполняющий картину “Каменный век”... Изображена культовая сцена. Пляшут одетые в звериные шкуры шаманы, воздевая руки к небу. Неподвижно застыли зрители — участники действа. В центре внимания художника — общение с небом, с высшими силами. Золотой свет, пронизывающий всю картину, приобретает значение “мысленного”, духовного света, который преобразует и выявляет духовную жизнь людей “каменного царства” и подчёркивает их единство с космическими силами [40, с. 41]. 40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В 1911 году на выставке «Мира искусства», в том же Первом корпусе, опять появилась серия этих пейзажей. Между ними — «Варяжское море», «За морями — земли великие», «Старый король», «Каменный век». Последняя картина — темпера, мерцающая золотистой гаммой, как и написанный несколько раньше «Небесный бой», принадлежит к самым пленительным рериховским грезам. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2008/russian-art-evening-l08116/lot.22.html 24 NOVEMBER 2008 | 7:00 PM GMT LONDON RUSSIAN ART EVENING 22 Nikolai Konstantinovich Roerich 1874-1947 STONE AGE Nikolai Konstantinovich Roerich STONE AGE Estimate 300,000 — 500,000 GBP LOT SOLD. 361,250 GBP (Hammer Price with Buyer's Premium) signed with initials in Cyrillic and dated 10 August 1910 l.l. tempera over pencil on board 47.5 by 54.5cm., 18 3/4 by 21 1/2 in.
PROVENANCE Roerich Museum, New York, 1923–1935 Nettie and Louis Horch, USA EXHIBITED St. Petersburg, Exhibition of the artists of the Mir Iskusstva society, January – February, 1911 Moscow, Exhibition of the artists of the Mir Iskusstva society, February – March, 1911 Stockholm, Gummesons Konsthall, Rörich Separatutställning, November 10-30, 1918. no.13 Copenhagen, Kunsthadel Henry Schou, Rörich Maleriudstilling, opened January 10, 1919. no.13 Helsinki, Salon Strindberg, Nicholas Roerich Konstutställning, opened March 29, 1919. no.71 London, The Goupil Gallery, Nicolas Roerich. Spells of Russia, 1920, no.60 Worthing, The Public Art Gallery, Nicolas Roerich. Spells of Russia, 1920, no.110 New York, Kingor Galleries; Boston, Boston Art Club; Buffalo, Albright Art Gallery; Chicago, Art Institute; St Louis, City Art Museum; San Francisco, Museum of Art, The Nicholas Roerich Exhibition, 1920–1921, no.62 New York , Nicholas Roerich Museum permanent collection, 1923–1935, no.62
LITERATURE N.Yablonsky, V poiskakh Drevnei Rusi, St. Petersburg: Svetoch, 1911, vol.1, p.29, (illustrated) A.Benois, 'Khudozhestvennie pis'ma', Rech', 1911, 7/20 January, p.3 S.Makovsky, 'Vystavka Mir Iskussta', Apollon, 1911, No.2, p.14-24 Baltrushaitis et al., Rerikh. Petrograd: Svobodnoe Iskusstvo, 1916, p.219 (illustrated p.109) C.Brinton, The Nicholas Roerich Exhibition, New York, 1921, no.62 (illustrated pl. [3]). F. Grant et al. Roerich, Himalaya, A Monograph. New York: Brentano Publ., 1926, p. 197
CATALOGUE NOTE Painted in 1910. At the beginning of his artistic career, Roerich was regarded as an artist who painted exclusively about the prehistoric past, and this canvas is a particularly fine example of the genuine enthusiasm he felt for life lost in history and scorned by modern society. He celebrated the spiritual culture of simple people, and their intimate understanding of nature and its secret workings, seeking to convey the harmony they felt with the world and themselves. It is an earnest invitation to look at a way of life and set of values that, in his mind, were essential to the survival of the declining western world. Roerich's use of shape and colour in depicting a Pagan rite illustrates his view of the close connection between man and nature. In this surreal setting, the clouds, islands, trees, land and water are of the same essence as the men and their huts. The movement of the figures seems to inspire the dynamic clouds, and the serenity of the seated figures mimics the immovable rocks. Specks of light reflect in the clouds, the water, and the people, suffusing the scene with an all-embracing glow that almost leaps off the canvas.
The joy and nostalgia one feels from looking at this scene directly attests to Roerich's power in making his viewers recapture the idyllic union between nature and mankind. In 1919, Roerich painted another version of The Stone Age, giving it the title The Call of the Sun (fig.1). It has, however, lost the innocence present in the previous work, as the World War I and Bolshevik revolution have left their mark. The original remains a radiant combination of Roerich's artistic skill and passion for his message. We are grateful to Gvido Trepša, Senior Researcher at The Nicholas Roerich Museum, New York for providing this note. |