|
|
|
Картины тоже из жизни пастухов. Это предгорье Восточных Гималаев. Время, когда зацветают все деревья. Тема, связанная с эпосом Индии. Пастух Кришна и звук его флейты связывают всю Индию. Он уводит вас в столетия, в самое начало Индии. |
|
...У Святослава Рериха гармония цвета и звука создаётся не нарочито, а выявляется путём интуитивного восприятия окружающих явлений.
«...Миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою»8, родственен многим народам и отражён в нашем русском Леле и в мифологическом индийском божестве Кришне.
По мысли С.Н.Рериха, образ Кришны включает идею Орфея. Он говорит о влиянии музыки на всё живое. «Музыка оказывает глубокое влияние на нашу жизнь. Вы не можете отделить это влияние. Это всё одно общее творческое выражение нашей жизни».
...В «Священной флейте» (1955) магия звуков флейты пастушка Кришны заворожила не только животных его стада, но и всю затихшую природу. Велика власть красоты музыкального звучания — как бы говорит художник этой картиной.
8.Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 247.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
|
«Священная флейта» (1955) – по существу тоже мифологический сюжет, знакомый многим народам. В Индии это – бог Кришна, в России – пастушок Лель. Святослав Рерих показывает Кришну в аспекте бытовой сценки. Опять реальный пейзаж юга Индии с её красного оттенка почвой. Игрой на флейте Кришна завораживает животных крестьянского стада. Магия звука – это власть разума, а не насилия, и разум вносит гармонию в окружающий человека мир. Тёмно-лиловый оттенок кожи указывает на принадлежность пастушка к сонму небожителей. В остальном же картину можно классифицировать как вполне реальное изображение сельской жизни вполне определённой части Индии.
П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.155
|
|
В картине «Священная флейта» (1946 г.) животные, вытянув шеи, как бы пьют музыкальные струи, текущие из флейты Кришны. Звуки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется силе мелодии и ритма. Эта картина исключительна по своей музыкальной структуре, где мелодия показана в своём динамическом развитии.
В «Священной флейте» (1955г.) магия звуков флейты пастушка Кришны заворожила не только животных его стада, но и всю затихшую природу. Велика власть красоты музыкального звучания, - как бы говорит художник этой картиной.
В одноимённой картине 1958-го года «пастушок Кришна играет на флейте, к нему подходит буйвол. Яркий контраст создаётся от этого удивительного оранжевого тона дерева. Называется это дерево бугенвилли. И при ярком солнце получаются бесподобные контрасты»,- так говорит об этой картине Святослав Рерих.
Н.Д.Спирина. Отблески I, 1944-1989 г., с.57
|
|
...Видное место в искусстве Святослава Рериха занимает индийский эпос, в частности замечательна его трактовка легенд о Кришне, который почитается как божество любви и как прекрасный пастух; его изображают танцующим с гопи — прелестными женами и дочерьми пастухов — или играющим на флейте близ своего стада. В подобных картинах С. Рериха прошлое сливается с настоящим: это не удивительно, все предания и легенды древнего эпоса доныне широко живут в народе, события из жизни Кришны реальны в сознании народа и приближены к современности, они связаны с бытом, который в сельской Индии мало изменился к нашему времени.
...В варианте 1955 года Кришна с еще большим упоением играет на флейте. Поблизости пасется пара священных зебу. Один — белой масти, особо почитаемой у древних индусов, другой — темной. Остановившись, зебу слушают звуки флейты. Цвет шерсти, отливающий синевой, подчеркивает белизну одного, а второй, буро-рыжий, приятно выделяется на фоне коричневато-красной почвы. Хотя животные написаны в отдалении, можно распознать характерные для зебу огромные, необычайно ласковые и доверчивые глаза. Подальше—одинокое манговое дерево с пышной кроной и четкие синие силуэты гор на фоне золотистого неба. Композиция отличается сдержанной, лаконичной силой. Эффектное сочетание красок передает реальную игру света. Все в этой картине близко современному человеку, пастушек (гопи) здесь нет, и распознать в юном пастухе Кришну можно лишь по синевато-лиловому оттенку кожи, так как в традиционном искусстве Индии Кришна изображается синим. Но эта условность не подчеркнута, а лишь намечена и приближает зрителя к реальному впечатлению, поскольку у населения Юга кожа более темного цвета, чем на Севере страны. В картине нет ничего искусственного: современная действительность тонко переплетается с легендой. |